В Москве, в ставшем постоянной сценической площадкой для известного театра «Квартет И» Доме культуры имени Зуева, 10 июля состоялось первое собрание кредиторов обанкротившегося Моего Банка. За спектаклем из реальной финансовой жизни наблюдал корреспондент Банки.ру.
В коллективной роли потерпевшего выступили 84 клиента. По ходу «пьесы» выяснилось, что конкурсный управляющий взыскивает 7,5 млрд рублей задолженности банку, из которых 1,5 млрд рублей — сомнительные сделки. И что перспективы судебных решений по сомнительным сделкам в пользу банка не слишком радужные. Но обо всем по порядку.
Регистрация участников первого собрания кредиторов была заявлена на 9:30, хотя само собрание назначалось на 12:00. Но наиболее нетерпеливые действительно стали подходить часа за два до начала «представления». Они знакомились с отчетом конкурсного управляющего, общались друг с другом и рассматривали плакаты с участниками комического театра «Квартет И», которыми были щедро украшены стены ДК им. Зуева, — словно знали, что собрание окажется не менее зрелищным, а в чем-то даже и комичным. Ну, или, учитывая повод, трагикомичным.
К 12:00 на сцену поднялись два представителя конкурсного управляющего — Агентства по страхованию вкладов. Председательствующий сообщил, что АСВ по состоянию на 9 июля выплатило страховое возмещение более чем 15 тыс. вкладчиков на общую сумму 6,2 млрд рублей и что на собрании зарегистрированы 84 кредитора Моего Банка, которые обладают более чем 86% голосов кредиторов, включенных в реестр для участия в мероприятии. Он рассказал также о повестке заседания и правилах голосования.
Однако собрание быстро отклонилось от сценария — начались экспромты. Не дожидаясь, пока конкурсный управляющий зачитает отчет о ходе конкурсного производства, из зала посыпались вопросы.
В первую очередь вкладчики спрашивали, когда заработают поправки в закон «О страховании вкладов физлиц», позволяющие получать дополнительно до 300 тыс. рублей сверх страховой суммы в 700 тыс. Совет Федерации РФ как раз 9 июля одобрил поправки в закон. Деньги должны выплачиваться из средств, вырученных от реализации конкурсной массы обанкроченного банка. Представитель конкурсного управляющего Наталья Корженкова заявила, что большинство присутствующих на собрании кредиторов — «с достаточно крупными требованиями и 300 тысяч рублей не покроют задолженность перед ними».
Вкладчиков также живо интересовала новость о намерениях бывшего собственника Моего Банка, находящегося под арестом экс-сенатора Глеба Фетисова, выкупить активы кредитной организации. Это сообщение накануне распространила пресс-служба Фетисова. Все знали, что на собрании представители экс-сенатора должны озвучить его предложение АСВ. Знали об этом и сами представители Фетисова, присутствовавшие в зале. Правда, раскрыли себя они не сразу.
Вкладчики между тем напрямую связывали задолженность перед ними с деятельностью Глеба Фетисова. «К сожалению, мы все поверили Фетисову. Мы читали в бизнес-новостях, что он хочет выкупить активы банка, чтобы банк возродился. Но как это возможно?!», — задавал риторические вопросы один из клиентов Моего Банка.
Картину состояния обанкроченного банка нарисовала в «монологе героини» Наталья Корженкова. Она рассказала, как будет идти выплата средств кредиторам. Так, уже предъявлено 2 800 требований кредиторов первой очереди на сумму более 10 млрд рублей. У 2 150 кредиторов — требования на сумму до 300 тыс. рублей. «Мы можем точно понимать, что огромное количество кредиторов, получив сумму до 300 тысяч рублей, будет на сто процентов удовлетворено и выйдет из состава кредиторов», — рассуждала Корженкова. После этого, по словам представителя АСВ, останется «чуть больше 650 кредиторов», которые обладают требованиями на сумму свыше 300 тыс. рублей. Им тоже, соответственно, выплатят по 300 тыс. рублей из конкурсной массы.
Всего на сегодняшний день установлено чуть более 3 тыс. кредиторов с требованиями на общую сумму 13,5 млрд рублей, продолжала бомбардировать публику цифрами представитель конкурсного управляющего. По ее словам, после августа будет выплачено не менее 5% требований кредиторов первой очереди.
Высказались представители АСВ и о планах Фетисова. Они заявили, что в курсе его предложения: «Читали на Банки.ру (спасибо! — Прим. ред)». «Если у господина Фетисова есть такое желание, он может сразу внести средства в конкурсную массу, такой механизм есть, закон это позволяет», — сказала Наталья Корженкова, подчеркнув, что речь идет о покрытии требований кредиторов. АСВ не может предложить физическому лицу выкупить активы.
По законам драматургии, ближе к концу собрания началось самое интересное — представители АСВ поведали о тех активах, которые есть у Моего Банка. Наталья Корженкова, предвосхищая вопросы, сказала: «Деньги — основной и главный актив». Она отметила, что АСВ собрало чуть более 1 млрд рублей, из которых в августе кредиторам будет выплачено 340 млн рублей. Кроме того, АСВ продолжает собирать денежные средства Моего Банка, находящиеся на счетах в банках-корреспондентах, — всего около 140 млн рублей.
А вот таких активов банка, как недвижимость, по данным конкурсного управляющего, не так уж много. Наиболее известно здание на столичной улице Садовая-Черногрязская. Оно было передано «Моему Банку. Ипотеке». АСВ уже подало иск в суд о признании передачи здания недействительной. Есть еще два нежилых помещения в Новосибирске, а также железнодорожные активы в Брянске и Костроме — тупик, трансформаторная подстанция, подкранный путь, прирельсовый склад, контейнерная площадка… Как подчеркнула Наталья Корженкова, АСВ будет реализовывать все эти активы «по самой дорогой цене». Признаться, не только вкладчикам Моего Банка интересно будет узнать, сколько удалось выручить за брянский железнодорожный тупик.
Есть у банка и кредиты, порадовала собравшихся представитель АСВ. Поэтому конкурсный управляющий взыскивает задолженности по займам, по неоплаченным векселям, тела кредитов, проценты, а также штрафные санкции. «Нами подано исков на сумму более 7,8 миллиарда рублей. Мы оспариваем сейчас сомнительных сделок практически на полтора миллиарда рублей», — продолжала монолог Наталья Корженкова.
По ее словам, речь идет о цессии, купле-продаже закладных, паях и облигациях. Так, по результатам сделок вместо паев и облигаций на балансе банка образовались векселя. «Сумма того, что мы оспариваем в рамках сомнительности, может еще увеличиться», — подчеркнула представитель АСВ. Ряд сделок, оспариваемых агентством, касаются приобретения ценных бумаг. В частности, речь идет о приобретении Моим Банком долей в Amigo Ltd. на сумму 264 млн рублей, в ООО «Губернские инвестиции» — на сумму 375,5 млн рублей, а также акций Black Sea Telecom на сумму 564 млн рублей. Однако оспорить данные сделки, по словам Корженковой, крайне сложно. «Amigo Ltd. не имеет ни адресов, ни явок, ни документов банка… Считаем, что этот актив стоит ноль в прямом смысле этого слова», — «убивала» присутствующих откровенностью Корженкова.
По итогам собрания, длившегося более пяти часов, был избран комитет кредиторов из пяти человек. Трое из них — представители Федеральной налоговой службы. По реакции публики было ясно, что такой финал устраивает не всех. Как рассказал Банки.ру один из кредиторов, некоторые вкладчики планируют оспорить легитимность собрания и выбрать альтернативный комитет. Но когда начнется второй акт пьесы, пока неизвестно. Банки.ру будут следить за дальнейшим ходом спектакля.
Анна БРЫТКОВА, Banki.ru




SIA.RU: Главное