Вчера ночью правительство США опубликовало информацию о новых санкциях против России и, в частности, "Роснефти", крупнейшего в стране независимого производителя газа НОВАТЭКа, госкорпорации Внешэкономбанк (ВЭБ) и Газпромбанка. Ограничения, введенные в отношении них, принципиально отличаются от тех, например, под которые весной попали банк "Россия", ряд структур Геннадия Тимченко,-- на первый взгляд они гораздо мягче.
Партнеры под вопросом
Источники "Ъ", близкие к "Роснефти", уверяют, что там знали о введении санкций (сама компания ситуацию не комментирует). Но остается открытым вопрос, как санкции будут применяться. Понятно, что прежде всего проблемы возникнут с привлечением денег у американских банков, говорит один из собеседников "Ъ", однако европейские банки активно работают в США и тоже "не захотят проблем". Кроме того, они часто обращаются за софинансированием кредитов к американским банкам, "не исключено, что проблемы будут по всем кредитам в целом, остается только Китай".
В сообщении Минфина США говорится, что санкции не будут распространяться на новые кредитные соглашения. Однако, по словам собеседников "Ъ", это будет зависеть прежде всего от трактовки контрагентами и банками. "Не исключено, что ограничения будут и по средствам, о которых договорились раньше. То есть новые заимствования по открытой кредитной линии тоже могут попасть под санкции",-- говорит один из собеседников "Ъ". Кроме того, кредитом считается и предэкспортное финансирование по поставкам нефти, которое "Роснефть" использует в контрактах с Китаем, а также с европейскими трейдерами Glencore и Vitol. По данным источников "Ъ", трейдеры кредитуются под сделку у консорциума иностранных банков. Аналогичное соглашение в 2013 году "Роснефть" заключила и с британской ВР. В этой сделке уже возникали проблемы -- британские HSBC и Lloyds в начале июня отказались участвовать в ее финансировании (в итоге ВР нашла других кредиторов).
Еще больше вопросов вызывают перспективы совместных проектов "Роснефти" и ее ключевого иностранного партнера американской ExxonMobil. Представители последней ситуацию не комментируют. Но источники "Ъ", близкие к компании, которая, по неофициальной информации, пыталась защитить "Роснефть" от санкций, говорят, что она "пока ничего не понимает". ExxonMobil и "Роснефть" планировали вместе осваивать российский шельф и построить СПГ-завод на Сахалине. Теперь, говорят источники "Ъ", неизвестно, сможет ли ExxonMobil привлекать средства для финансирования проектов в России, на которые должна потратить миллиарды долларов.
В НОВАТЭКе заявили, что включение компании в санкционный список "не препятствует производственной и коммерческой деятельности в любой юрисдикции, не касается активов и акций компании". Там считают, что санкции запрещают только прямое взаимодействие НОВАТЭКа и его дочерних структур с американскими банками по привлечению новых кредитов. Для самого НОВАТЭКа отказ от таких кредитов не будет болезненным: у компании низкая долговая нагрузка, а прибыль по итогам 2013 года вдвое превышала объем капзатрат.
Более серьезно санкции могут повлиять на проект "Ямал СПГ". Сейчас его акционеры (у НОВАТЭКа 60%, у Total и китайской CNPC по 20%) ведут переговоры по привлечению проектного финансирования не менее чем на 70% от общей стоимости проекта в $27 млрд, причем в числе организаторов и участников -- Газпромбанк и ВЭБ. Предполагалось, что участие примут также и европейские банки, но в мае совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко признавал, что, "имея сеть в США, они взвешивают те проблемы, которые могут возникнуть". Впрочем, по словам господина Тимченко, китайские банки готовы предоставить "Ямал СПГ" $20 млрд, то есть полностью сформировать проектное финансирование.
К новым источникам
В финансовом секторе новые санкции США затронут не только собственно ВЭБ и Газпромбанк (ГПБ), но и их дочерние организации с долей 50% и более. Для ВЭБа это, в частности, Связь-банк, "Глобэкс", МСП, Росэксимбанк, Управляющая компания РФПИ. ГПБ является совладельцем более 25 различных компаний, но доля более 50% есть лишь в ООО "Газпром газомоторное топливо", MIR Capital S.С.A., SICAR (Люксембург), ФК "Зенит", ОАО "Морион", ЗАО "Расчетно-депозитарная компания", ООО "ГПБ -- Энергоэффект", GPB International (Люксембург). Банковской деятельностью из причисленных компаний занимается лишь GPB International, однако из-за малых масштабов бизнеса для банка некритичен доступ к заимствованиям на американском рынке. Есть банк, на который распространяются новые санкции, и у "Роснефти" -- Всероссийский банк реконструкции и развития.
Дочерние банки вчера не комментировали последствия санкций, но никто из них не является активным игроком на американском рынке и не имеет действующих выпусков еврооблигаций. Зато у самого ГПБ, например, по данным Cbonds, сейчас в обращении находятся еврооблигации в целом примерно на $14 млрд в разных валютах (больше половины, на $7,6 млрд -- в долларах США). Впрочем, как сообщила "Ъ" член правления ГПБ Екатерина Трофимова, банк "никогда не полагался на американских инвесторов" и среди них не размещалось ни одного выпуска еврооблигаций. Она заверила, что обслуживание долга ГПБ и торги на вторичном рынке проводятся в обычном режиме. У ВЭБа в обращении находятся еврооблигации на $9,6 млрд (из них на $7 млрд -- в долларах США). Долю инвесторов из США в ВЭБе уточнить отказались. В мае зампред ВЭБа Александр Иванов говорил, что в евроблигациях на европейских и американских инвесторов приходится до 70%. Глава госкорпорации Владимир Дмитриев вчера пояснил, что она планирует заменить объемы своих внешних заимствований внутренними. Объемы такого замещения будут зависеть от потребностей заемщиков банка.




SIA.RU: Главное