"Заранее можно предположить ответ на вопрос, а не хотите ли вы лично застраховаться: все мы относимся к этому немного скептически. Другое дело, когда речь идет о страховании наших детей, особенно в случае, о котором и думать как-то не по себе. Похищение. Можно ли вообще застраховаться от таких случаев, когда, только по официальным данным, в Москве с целью выкупа совершается 30 похищений в месяц. Полис страхования от похищений с целью выкупа, предложенный на прошлой неделе Московской страховой компанией, безусловно, не панацея от всех бед. Однако страхование организовано таким образом, чтобы, во-первых, морально поддержать родственников похищенного, а во-вторых, возместить ему и его семье возможные убытки",-- писали "Деньги" в первом номере от 12 октября 1994 года.
Некоторые виды страхования, кажущиеся нам сейчас абсолютно естественными и даже вечными, тогда только появлялись. В "Коммерсанте" от 25 января 1994 года было объявлено о выдаче первого полиса обязательного медицинского страхования: "Вчера в поликлинике N68 Центрального административного округа представителями страховой компании МАКС был выдан первый полис обязательного медицинского страхования (ОМС). В течение ближайших месяцев МАКС предполагает выдать около 700 тыс. полисов по ОМС в 37 поликлиниках Москвы".
Другие, привычные сейчас виды страхования несли в себе совершенно иной смысл. Например, страхование жизни было широко распространено потому, что это был один из лучших способов ухода от налогов. "Любому предпринимателю известно, что платить своим сотрудникам приличную зарплату -- дорогое удовольствие: помимо самой зарплаты предприятию приходится выплачивать в бюджет еще около 40% от ее суммы. Поэтому в предпринимательских головах рождаются крамольные мысли: как бы это платить поменьше? Среди многообразных способов облегчения налогового бремени одним из самых простых и, что особенно ценно, абсолютно легальных является оформление заработной платы через краткосрочное страхование жизни сотрудников предприятий",-- уверял "Коммерсантъ" в апреле 1994 года.
Или взять страхование вкладов. В 1994 году это было не социальной обязанностью государства отвечать за необдуманный риск жадных граждан, а настоящая коммерческая услуга. "Мы покупаем замки и сейфы, чтобы защитить сбережения от нечестных на руку субъектов, вкладываем деньги в банки и компании, чтобы спасти их от инфляции. Но в один прекрасный день мы узнаем, что банк -- наша надежда и опора -- лопнул. Последней соломинкой, за которую схватится утопающий вкладчик, будет страховой полис. Его дают в момент заключения договора, и о нем обычно забывают в спешке",-- писали "Деньги" в пилотном номере. "В последнее время страхование вкладов в различные финансовые институты стало довольно популярным. Однако схема страхования оставляет много возможностей для различного рода мошеннических действий со стороны финансовых компаний, поскольку предполагает в качестве страхователя не самого вкладчика, а компанию, привлекающую средства. Кроме того, в большинстве случаев страховой полис позволит клиенту в случае разорения компании лишь вернуть свой вклад -- накопленный доход при этом не возмещается",-- предостерегал "Коммерсантъ".
Яркие примеры трансформации понятий в названиях полисов можно найти в автостраховании. Термин "каско" в те времена применялся только в отношении авиатранспорта. "Страховщики продолжают считать страхование самолетов (так называемое страхование каско, то есть страхование корпуса самолета от полной гибели и повреждений) делом выгодным и по-прежнему жестко конкурируют в этой области, зачастую решаясь на предложение явно демпинговых ставок",-- писал "Коммерсантъ" в феврале 1994 года.
По поводу автострахования приведу цитату из апрельского номера "Коммерсанта" за 1994 год, которая выглядит вполне современно: "В общем, страховщики считают свое положение отчаянным: количество краж вот уже три года растет... К этому надо прибавить и увеличение стоимости всех видов ремонта, которое значительно опережает общий уровень инфляции и оказывается даже более весомым фактором, чем рост аварийности -- тоже, кстати, не прекращающийся... Простое решение этих проблем только одно: надо повышать страховые платежи". Правда речь идет о европейских страховщиках. Россияне тогда покупали "автогражданку" только при выезде на своих автомобилях в Европу. И то, судя по частым напоминаниям, что "автогражданка", или, как ее тогда называли, "зеленая карта", на Западе обязательна, покупали ее далеко не все.
В основном же граждан тогда, как и в советском прошлом, привлекала страховка от угона. Помните, как в фильме "Берегись автомобиля" Дима Семицветов, узнав, что Юрий Деточкин не продает страховки от угона, а может застраховать машину только "на случай гибели или аварии в результате столкновений или стихийных бедствий", говорит ему: "Юрий Иваныч, я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия".
Надо признать, именно автострахованию мы обязаны тем, что сейчас граждане привыкли страховаться, разбираются в тарифах и даже научились через суд добиваться выплат от страховщиков. Началось все с обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), закон о котором начал действовать в 2003 году. "Официально действующий с 1 июля закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" готовили и обсуждали более трех лет. Несмотря на это, а возможно, именно потому, что процесс так растянулся и сопровождался жаркими дебатами и попытками отложить вступление закона в силу, к началу его действия хорошо подготовились немногие страховщики",-- писал тогда "Коммерсантъ". Тем не менее остальные быстро сориентировались, и сейчас "автогражданка" -- самый массовый вид страхования.
А в 2004 году широко развернулось автокредитование, благодаря которому массовым стал другой вид автострахования -- каско. Ведь банки соглашались давать кредиты на новые машины только при условии их полного страхования. Таким образом, получается, что, хоть и под определенным принуждением, страхование за 20 лет превратилось из экзотического в обыденный финансовый инструмент.




SIA.RU: Главное