Новости

США ввели санкции против ОСК

Вслед за Уралвагонзаводом, концерном "Калашников" и другими отечественными оборонными холдингами в санкционный список США попала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), до 70% выручки которой приходится на военные корабли. Источники "Ъ" полагают, что с помощью санкций в отношении ОСК США пытаются заставить Францию отказаться от поставки в Россию вертолетоносцев Mistral. Но куда серьезнее по корпорации и ее партнерам могут ударить секторальные санкции ЕС и США -- из-за запрета на поставку техники для добычи нефти под угрозой могут оказаться масштабные шельфовые проекты российских компаний, а ОСК им помочь тоже уже не сможет.

В расширенный санкционный список Минфина США наряду с российскими госбанками попала государственная ОСК. Теперь американским юридическим и физическим лицам запрещены трансакции с корпорацией, а ее активы в США должны быть заморожены. На все товары, которые поступают для ОСК из США, а также из других стран, если они содержат американские составляющие, введен режим экспортного лицензирования. Такой же режим будет введен в отношении всех российских проектов, связанных "с глубоководной добычей топлива, добычей на шельфе, а также в Арктике" (официальное решение еще не опубликовано). Аналогичные санкции планирует в отношении нефтяной отрасли России ввести и Евросоюз (см. "Ъ" от 25 и 26 июля).

Шельф -- одно из ключевых направлений развития российских нефтекомпаний и основная надежда той же ОСК на гражданские заказы. Вчера глава "Роснефти" Игорь Сечин признал, что в результате секторальных санкций сроки ряда проектов компании могут сдвинуться. Впрочем, в рамках заключенных соглашений проблем возникнуть не должно: в "Роснефти" подчеркнули, что еще в мае договорились с американской North Atlantic Drilling о бурении на шельфе. Сделка предполагает привлечение шести морских буровых установок до 2022 года.

Большинство собеседников "Ъ" в судостроительной отрасли и ОПК сходятся во мнении, что санкции США "в первую очередь направлены на то, чтобы подтолкнуть Францию к отказу от контракта на поставку России вертолетоносцев Mistral". Контракт между французской DCNS и "Рособоронэкспортом" на два вертолетоносца общей стоимостью .1,2 млрд был подписан в 2011 году, ОСК строила кормовые части Mistral. Корабли оплачены, один уже спущен на воду и должен быть передан ВМФ 1 ноября, второй планируется поставить через год. После начала украинского кризиса США не раз призывали Францию отказаться от сделки, но Париж обещает исполнить контракт. По данным источников "Ъ", иначе Франции грозит неустойка в размере около .1,8 млрд.

На официальном уровне очередной виток санкций в России был встречен уже традиционной бравадой. В ОСК санкции назвали "скорее неудобством, чем существенным препятствием в операционной деятельности и выполнении действующих контрактов", хотя и признали, что еще анализируют "все аспекты". Президент ОСК Алексей Рахманов пояснил "Ъ", что, "по предварительным оценкам, прямой негативный эффект минимален -- доля непосредственно американских поставщиков ОСК стремится к нулю". Счетов в американских банках и каких-либо активов в США у корпорации нет, заверил он, а размер деноминированных депозитов в долларах США и евро, которые размещены в российских банках, не превышает 10% от общего размера депозитов ОСК.

Еще одной проблемой для ОСК могут стать расчеты с зарубежными покупателями судов, основной валютой для расчета с которым являются доллары. Алексей Рахманов признал, что "для рыночного сотрудничества" ОСК придется искать альтернативную валюту и "предложение по использованию юаня не кажется фантастическим". Пока, уточняют источники "Ъ", проблем с прохождением платежей, в том числе долларовых, нет.

Наиболее угрожающими, как и для нефтяников, для ОСК выглядят секторальные санкции США и ЕС. Четкого механизма работы секторальных санкций и, соответственно, реального масштаба их последствий ни одна из сторон объяснить не может, ожидая появления официально опубликованных формулировок.

Егор Попов, Елена Киселева, Кирилл Мельников


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное