АЛРОСА утвердила принципы клиентской политики на очередной трехлетний контрактный период, рассказал "Ъ" источник, близкий к компании. По его словам, на прошлой неделе документ был одобрен конъюнктурным советом АЛРОСА. Главная новость -- вводятся предельные лимиты продаж алмазов в рамках долгосрочных договоров для каждого клиента (группы связанных клиентов). С начала 2015 года они ежемесячно смогут закупать сырье не более чем на $20 млн в текущих ценах каждый, что не превышает 5% от среднемесячного планового объема продаж группы АЛРОСА. "Это делается с целью снижения уровня зависимости от крупнейших покупателей",-- пояснил собеседник "Ъ".
В 2013 году АЛРОСА продала алмазов почти на $4,8 млрд, покупателями стали более 300 компаний. Из них только 42 имеют трехлетние контракты, срок которых истекает в конце года. Но через такие контракты в рамках программы ALROSA Alliance реализуется около 70% добываемого сырья. 10-15% алмазных продаж приходится на разовые внеконкурсные сделки (спотовый рынок), еще столько же -- на открытые торги. Камни весом свыше 10 карат реализуются исключительно на аукционах.
Один из участников ALROSA Alliance на условиях анонимности сообщил, что у АЛРОСА всего два-три клиента, чей среднемесячный чек может превышать $20 млн. В целом же на топ-5 клиентов приходится около 14% продаж, и количество закупаемого ими сырья растет. Так, в 2013 году один из крупных клиентов ежемесячно закупал алмазы почти на $22 млн, а в первом полугодии 2014 года -- более чем на $28 млн. "Но в основном постоянные клиенты приобретают сырье на $5-15 млн в месяц, поэтому большинство даже не заметит введения лимита",-- уверен собеседник "Ъ".
При заключении долгосрочных контрактов на 2015-2017 годы АЛРОСА будет отбирать кандидатов "исходя из принципов диверсификации по географическому признаку", утверждает другой клиент компании, знакомый с документом. Список, по его словам, будет расширен за счет компаний из Индии, ОАЭ, Израиля и Китая. Сейчас доля клиентов-резидентов в юрисдикциях с повышенным страновым риском составляет 45%.
Кроме того, АЛРОСА впервые вывела в отдельную группу клиентов ювелирный ритейл, назвав одним из важных критериев отбора присутствие кандидата на розничном рынке. Ставка делается на мировые бренды уровня Tiffany, с которой АЛРОСА заключила контракт осенью 2012 года. Два года назад был подписан контракт с Chow Tai Fook Jewellery Group (ювелирный бренд, крупнейший в Китае, Гонконге и Макао). На спотовом рынке алмазы АЛРОСА, по данным "Ъ", закупает Signet Jewellers, крупнейшая по объему продаж ритейловая сеть ювелирных изделий в США и Великобритании. С 2013 года стороны обсуждают долгосрочный контракт.
По мнению эксперта Rough & Polished Сергея Горяинова, сотрудничество с ритейлерами позволит АЛРОСА развивать и собственный гранильный бизнес. Введение лимита продаж, по его словам, "соответствует мировой практике". Крупнейшие игроки, такие как De Beers, поясняет эксперт, также создают дополнительную конкуренцию среди своих клиентов за сырье с целью недопущения сговора крупнейших покупателей и давления на производителя.
Новости
АЛРОСА вводит предельный лимит поставок алмазов для постоянных клиентов в размере $20 млн в месяц
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



