Частный путь
Во владении дорогой одним отдельно взятым гражданином нет ничего противоправного. Согласно федеральному закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", "автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц". Таким образом, по действующему законодательству, российский гражданин может не только быть собственником дороги, но даже построить ее самостоятельно.
Правда тут есть несколько нюансов. Многое зависит от того, кому принадлежит земля, по которой должна пройти дорога к дому. Здесь возможно два варианта: земля либо в частной собственности, либо в государственной. Если земля государственная, вас ждет масса согласований, справок, экспертиз и прочей бюрократии. Если же препятствий нет, гражданин по желанию может либо купить, либо арендовать участок земли под строительство дороги. Для этого надо подать заявление в органы местного самоуправления. По словам управляющего партнера адвокатского бюро "ЕМПП" Сергея Егорова, на рассмотрение документов, как правило, отводится срок в пределах месяца, но при необходимости проведения каких-либо изысканий или при возникновении дополнительных вопросов все может затянуться на неопределенное время.
Если земля частная, дело может существенно ускориться -- но лишь в том случае, если удастся договориться с хозяином участка. "Если земля частная, надо договариваться с соседом об условиях: покупка, аренда или сервитут,-- рассказывает Дмитрий Хаустов.-- Один из этих вариантов выбирается в зависимости от ситуации и от того, что выгоднее по деньгам. Кому-то выгоднее платить аренду, кому-то спокойнее отдать один раз приличные деньги, но больше не думать об этой проблеме. Если договориться не получается, следует идти в суд. Суд устанавливает частный сервитут, но будет рассматривать и возможность альтернативных вариантов подъезда к участку". Иными словами, гражданину надо будет доказать, что никаким другим способом организовать дорогу он не может.
Частный сервитут -- это подчиненность, возникающая между земельными участками. Если сервитут устанавливается, за использование соседнего участка надо платить. Если стороны не договариваются сами, суд определяет также размер платы, исходя из площади дороги и рыночных условий местности. Деньги выплачиваются на регулярной основе, размер выплат близок к арендной плате.
Как отмечает Дмитрий Хаустов, теоретически человек может сделать подъезд к любой дороге. Но, если речь идет о федеральной трассе или дороге местного значения, процесс будет более сложным. Необходимо будет получать множество согласований. Главная задача при этом -- убедить все инстанции, что другого варианта, кроме как строить дорогу в том или ином конкретном месте, нет. Такая процедура может занять годы.
В Московском областном БТИ "Деньгам" сообщили, что гражданин может построить дорогу и в рамках государственно-частного партнерства. В этом случае он выступает в качестве инвестора: муниципалитет берет на себя все процедуры, связанные с оформлением земли, а гражданин -- подготовку проекта и строительные расходы. Дальнейшим обслуживанием и ремонтом дороги занимается уже муниципалитет.
Как отмечает генеральный директор компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая, нельзя сказать, что строительство дороги физическим лицом -- повсеместная практика, но и редчайшим явлением это не назовешь.
Если гражданин, даже владея землей на законных основаниях, строит дорогу без разрешения, он вполне может быть привлечен к ответственности.
По словам Дениса Владиславлева, в таком случае муниципалитет будет иметь все основания обратиться в суд с тем, чтобы снести объект строительства. А нарушитель должен будет компенсировать затраты на снос. Кроме того, самовольной постройкой признается строительство на земельном участке, предназначенном для других целей. В таком случае самовольному дорожному строителю может быть предъявлено еще и обвинение в земельном правонарушении. В результате человек может быть принудительно лишен прав на участок, который использует не по назначению.




SIA.RU: Главное