-- Как в России в условиях стагнации экономики может измениться потребительская корзина?
-- Последние три года рынок потребительских товаров в России стагнирует: неизменным остается и его объем в денежном выражении, и уровень потребления. Но конкуренция от этого ниже не становится. На рынке все чаще появляются продукты по более низкой цене с хорошим качеством.
-- На чем в первую очередь сейчас экономят потребители?
-- Потребитель пока не особо стремится экономить. Так, составляемый Nielsen индекс потребительского доверия в России последние два квартала растет, что нехарактерно для большинства европейских стран. Самая популярная стратегия экономии -- это поиск промоакций в магазинах. Но число потребителей, которые целенаправленно ищут товары по специальным ценам, в России все еще невелико. В целом же, когда россияне хотят сэкономить, они в первую очередь сокращают расходы не на еду, а на развлечения вне дома, отдых, покупку новой одежды и приобретение техники.
-- Повлияло ли серьезно на российскую торговлю продовольственное эмбарго?
-- Существенных изменений мы пока не отмечаем: в магазинах еще продаются остатки ввезенной продукции. В будущем могут возникнуть проблемы с сырами: это заметят жители крупных городов, у которых спросом пользуются такие дорогие сорта, как, например, бри, камамбер. Вероятно, санкции в основном ударят по рестораторам, для которых найти аналоги продуктов для блюд станет проблематично. Розница же успеет заместить отсутствующие продукты российскими аналогами.
-- На ваш взгляд, в какие сроки это можно сделать?
-- Сейчас инициативу взяли на себя крупные компании. Так, на молочном рынке Danone и PepsiCo, которые располагают производством в России, имеют возможность заполнить освободившиеся ниши своей продукцией. Вероятно, подмога тому же молочному рынку последует и из таких стран, как Турция или Индия, импорт из которых не запрещен. Поддержат рынок и отечественные производители.
-- Какие факторы в России повлияют на рост цен на продукты питания в краткосрочной перспективе?
-- Ключевых и очевидных факторов два: это действующее в ряде продуктовых категорий эмбарго и рост курса евро. Санкционная война еще не закончилась, а потому потребительский рынок находится в состоянии высокой неопределенности. Но любой кризис -- это новые возможности. Сегодня есть все возможности для организации импортозамещения -- особенно, если государство поддержит отечественных производителей.
Как ритейлеры и производители справляются с санкциями
"Ситуация будет аналогичной кризису 2008 года"
Сейчас судьба российского рыбного рынка решается на железнодорожных путях




SIA.RU: Главное