Автомобиль в квадрате
Забытый ныне француз, придумавший слово "автомобиль" ("самодвижущийся"), имел в виду лишь освобождение экипажа из зависимости от лошади или иной тягловой силы. Сейчас наблюдается тенденция создания "автомобиля в квадрате" -- самодвижущегося экипажа, в котором человеку будет отведена роль пассажира или штурмана. Машины все меньше нуждаются в водителе и все больше превращаются в роботов.
В мае этого года, спустя несколько лет разработок и тестов, компания Google представила свою первую машину с автоматическим управлением. У нее нет руля и педалей, лишь кнопка для начала движения или остановки, многочисленные сенсоры, лазеры и камеры. Разработкой подобных автомобилей занимаются почти все автоконцерны, в том числе Daimler, General Motors, Nissan, Toyota, Audi, Volvo. По оценке Morgan Stanley, производители уже вложили в эти технологии более $100 млрд.
Например, Audi, Mercedes-Benz и Volvo уже проводили испытания концептов автоматически управляемых машин. В середине октября Audi начала тестировать RS 7, пригласив многочисленных наблюдателей и прессу. По заявлению Audi, одной из целей было показать, что компьютер может вести автомобиль без участия человека. "Если регуляторы откроют двери для таких транспортных средств, первые машины с автоматическим управлением могут появиться на рынке уже через несколько лет",-- заявил директор по развитию Audi Ульрих Хакенберг. Nissan обещает представить свой "беспилотный" автомобиль к 2020 году, Volvo -- к 2017 году. GM собирается вывести на рынок такой Cadillac в 2016 году. Свою версию машины с электронным "водителем" начал разрабатывать и производитель электромобилей Tesla. По прогнозам Александра Харса, директора немецкой Inventivio, занимающейся разработкой ПО для автоматизации вождения, уже в 2015 году несколько крупных автопроизводителей, в том числе Daimler, Honda, Nissan, представят бизнес-стратегию и привлекут инвестиции для вывода на рынок автомобилей с полностью автоматическим управлением.
Свои силы в новом модном тренде пробуют не только автоконцерны. Этим летом вслед за Google китайский поисковик Baidu объявил о разработке автомобиля с высокой степенью автономности управления. Рулевое колесо и педали у него будут, но машина сможет ехать и без участия водителя. По прогнозам компании, автомобиль, который Baidu разрабатывает вместе с BMW, может быть представлен в ближайшие два года.
По мнению Адама Джонаса из Morgan Stanley, одной из важнейших тенденций станет то, что в игру наряду с известными автопроизводителями включатся технологические компании, которые раньше не занимались автомобилями, и стартапы, специализирующиеся на автоматизации движения.
Скорее, чем кажется
Далеко не каждый автомобиль, который разработчики называют автоматически управляемым, может ехать без водителя. В 2013 году Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) разработало рекомендации по созданию и испытаниям таких машин. NHTSA разделило все автомобили на пять групп по уровню их автоматизации. Автомобили нулевого уровня, где полностью отсутствуют элементы автоматизации, уже почти не производятся. Первый уровень предусматривает автоматизацию рулевого управления или контроля скорости. На втором -- автомобиль должен располагать минимум двумя действующими одновременно автоматизированными функциями, при этом за ситуацией на дороге следит водитель. К третьему уровню относятся автомобили, которые могут ехать без участия водителя на некоторых видах дорог, но водитель способен вернуть себе контроль в любой момент. К ним, например, относится автомобиль Google - но на рынке их пока нет. Машины четвертого уровня полностью автоматизированы: находящиеся в них люди никак не участвует в управлении.
Хотя до полностью автоматизированных машин еще далеко, большинство экспертов смотрит на их перспективы с оптимизмом. В начале октября аналитики Morgan Stanley во главе с Адамом Джонасом опубликовали исследование "Смерть автоаналитики", где заявили: "Автомобили с полностью автоматическим управлением появятся скорее, чем кажется рынку". Господин Джонас сравнивает этот процесс с переходом от экипажей, запряженных лошадьми, к автомобилям. По его мнению, уже к 2026 году на дорогах будет много автоматизированных машин третьего уровня.
Прогнозы большинства аналитиков скромнее, но эта сдержанность относится скорее к скорости распространения автоматизированных автомобилей, чем к факту их появления на дорогах. По оценке американской исследовательской компании Lux Research, в 2030 году такие машины могут приносить до $87 млрд. При этом 92% автомобилей будут оснащены помогающими водителю устройствами (второй уровень автоматизации), и только 8% будут составлять автомобили третьего уровня.
Смежники на низком старте
Приближают их появление все более активные разработка и применение систем автоматизации. Речь идет прежде всего о так называемых ADAS-системах (advanced driver assistance systems, продвинутая система помощи водителю), где датчики, сенсоры и камеры контролируют положение автомобиля в пространстве и следят за поведением на дороге -- предотвращают или смягчают столкновения, помогают удерживать траекторию, соблюдать скоростной режим, бороться со сном и ослеплением водителя.
В начале октября Tesla представила устройство, способное считывать информацию об ограничениях скорости с дорожных знаков и соответственно регулировать скорость автомобиля. Новый Mercedes-Benz S-класса оснащен системой, позволяющей на низкой скорости автоматически ехать за автомобилем впереди, как в пробке. Довольно широко распространены на машинах (например Audi А7, Ford Focus 3, Kia Optima, Volkswagen Golf VII) системы автоматической парковки. В начале октября Volvo продемонстрировала модель, у которой, благодаря датчикам, GPS и другим технологиям, сильно снижена вероятность попадания в аварию. На прошлой неделе Ford объявил о намерении выпустить на рынок автомобили с системой предотвращения столкновений. Система, которая будет установлена на автомобиль 2015 Mondeo, оснащена радаром и датчиком, она должна обнаруживать пешехода и предотвращать столкновение с ним.




SIA.RU: Главное