10 ноября 2014 года ЦБ сделал заявление о новых параметрах курсовой политики, которые теперь не оперируют понятием "интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины". Одновременно ЦБ опубликовал обновления к "Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики" (ДКП), в которых изложено видение командой Эльвиры Набиуллиной будущего экономики РФ до 2017 года при плавающем курсе. В 2017 году во всех вариантах, в том числе и в случае снижения цен на нефть в 2015 году до уровня $60 за баррель и возврата к $80 к 2017 году (ранее не публиковавшийся "стрессовый сценарий"), инфляция выходит на 4-4,5% в год не позже 2017 года.
Краткосрочно ЦБ пошел на риск, проассоциировав у населения и рынка старт "свободного плавания" в ноябре-декабре 2014 года с предполагаемым восстановлением курса рубля и снижением в краткосрочной перспективе инфляции. Это не гарантировано в случае новых внешних шоков -- например, новых заявлений по санкциям, негативного развития украинской ситуации или нового падения Urals. Но мгновенная реакция рынка на новость, видимо, уже учтена в курсовых пиках прошлой недели. Решение ЦБ вчера в Пекине на саммите АТЭС поддержал и президент Владимир Путин: "плавание рубля" -- политический факт, отмена решения теперь разрушит доверие не только к ЦБ.
Аналитики, опрошенные "Ъ", без исключения благодарят ЦБ за реалистичность базового макропрогноза ДКП и включенное в него предположение о сохранении санкций в отношении РФ до 2017 года. "Похвально, что в трудную минуту в Банке России не закрывают глаза на экономическую реальность. Задача номер один на ближайшую перспективу -- не достижение роста, а сохранение макроэкономической стабильности",-- говорит глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Но претензии к оценкам ЦБ у аналитиков есть: они оценивают ситуацию пессимистичнее, а риски -- неопределеннее.
Базовый вариант ЦБ предполагает высокую инфляцию при нулевом росте экономики (стагфляцию) в 2014-2016 годах, тогда как средние цены на нефть в 2015-2017 годах не опустятся ниже $95 и $94 за баррель соответственно. Такие цены и будут поддерживать нулевой рост при замедлении кредитования, потребления и дальнейшем сокращении инвестиций, которые не смогут остановить госвливания и мегапроекты. В 2017 году модель экономического роста сменится на более традиционную для России в последние годы (чистый экспорт будет вносить отрицательный вклад в рост ВВП), и экономика вырастет на 1,6%, предполагается в тексте ДКП. Базовый прогноз ЦБ исходит из предположений о скором сокращении объемов добычи нефти в ОПЕК и "коррекции курса доллара США к основным валютам к фундаментально обоснованным уровням". Но консенсус-прогнозы цен на нефть, по крайней мере на 2015 год,-- менее $90 за баррель. В такой ситуации РФ ждет рецессия при высоком уровне инфляции, и при таком развитии событий ($84-86 за баррель) ЦБ признает наступление рецессии в 0,4% в 2015 году и 0,7% в 2016 году. Даже столь незначительная разница в прогнозных ценах на нефть усложняет достижение инфляционных целей ЦБ.
Аналитики настаивают на том, что курс рубля может сильнее влиять на параметры инфляции, чем предполагает ЦБ, в том числе через влияние на конечный спрос домохозяйств. "Эффект переноса девальвации на инфляцию может оказаться более долговременным",-- отмечает Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG. "Курс, лишь один раз побывав на низких отметках, остается в народной памяти, поэтому я не ожидаю, что инфляция к концу 2015 года будет меньше 8%",-- говорит Юлия Цепляева.




SIA.RU: Главное