Новости

Международные авиаперевозки начали падать

В опубликованных в пятницу Росавиацией данных о работе авиакомпаний впервые с 2011 года зафиксирован спад международных перевозок. В октябре на международных линиях обслужено 3,6 млн человек, что на 1,8% меньше, чем в октябре 2013 года. На 11,1%, до 650 тыс. пассажиров, просел сегмент перевозок в страны СНГ. Рост в сегменте дальнего зарубежья был символическим -- 0,1% (всего чуть более 3 млн человек).

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко поясняет, что в течение года тренды менялись, но международные линии всегда отставали от внутренних. В апреле рост составил 8,6% (1,4% -- на международных линиях и 16,1% -- на внутренних). Ситуация улучшилась летом, когда пассажиропоток рос на 13-15% в месяц, но и тогда перевозки за рубеж росли лишь на 6-8%, а внутренние -- на 21-25%. В сентябре рынок замедлился: общий рост перевозок составил 8% (1,4% -- на международных линиях и 16% -- на внутренних). Господин Крамаренко говорит, что сейчас падение международного пассажиропотока происходит на фоне девальвации рубля, банкротства туроператоров и неопределенности в экономике. Из авиакомпаний детальную информацию по международным направлениям дала только группа "Аэрофлот", за девять месяцев пассажиропоток группы на международных линиях упал на 4,3%, на внутренних вырос на 26,5%. В качестве причин изменений компания указала сокращение полетов в СНГ и отказ от малодоходных чартеров на туристических направлениях.

Вице-президент Транспортной клиринговой палаты Марина Букалова полагает, что наибольший вклад в изменение показателей внесли перевозки в Симферополь (1,5 млн пассажиров в январе--сентябре), ранее они были в три-четыре раза меньше и учитывались как международные. По словам госпожи Букаловой, к концу лета 2013 года прирост пассажиропотока на Украину составлял почти 500 тыс. пассажиров, а к сентябрю 2014 года российские авиакомпании на этом рынке потеряли из международной статистики 700 тыс. пассажиров, или почти 50% (в том числе 400 тыс. перевозок в Симферополь). Также сказался и эффект от Олимпиады: поток пассажиров из российских городов в Сочи вырос за девять месяцев более чем на 35%, на 500 тыс. человек против прироста в 100 тыс. человек годом ранее.

По мнению Марины Букаловой, международный рынок более чем на 60% формируется за счет турпотоков и рост стоимости отдыха, политические или природные катаклизмы в странах массового спроса отражаются на темпах роста.

Авиакомпании пока не говорят о коррекции планов полетов. В "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что не собираются менять маршрутную сеть, этого не планируют и в S7 Group (включает "Сибирь" и "Глобус"), поскольку в структуре их перевозок более 80% -- Россия и СНГ.  Марина Букалова не видит предпосылок к росту перевозок.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное