Как и предполагал "Ъ, конфликт надзорных органов России и Белоруссии вокруг поставок в РФ через Белоруссию продовольствия, подпадающего под российские "контрсанкции", поставил под вопрос главное достижение Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) -- отсутствие таможенных границ внутри Таможенного союза (ТС). Напомним, таможенные посты на границе РФ и Белоруссии были сняты с сентября--октября 2010 года (с Казахстаном -- в июле 2011 года). Введение Россией "контрсанкций" в августе 2014 года требует от Белоруссии и Казахстана, которые импорт продовольствия из ЕС и США не ограничивали, запрещать транзит по своей территории в РФ поставок такой продукции. Реэкспорт продовольствия из ЕС в Россию по поддельным документам в отсутствие таможенных границ внутри ТС стал привлекательным и на практике почти ненаказуемым без таможенных проверок на границах.
С сокращением складских запасов импортных товаров в РФ и с приближением новогоднего пика потребления взаимная критика контрольных органов РФ, Белоруссии и Казахстана усиливалась -- причем главной проблемой на уровне РФ в ноябре были объявлены транзитные поставки мяса из ЕС в Казахстан. Поскольку на уровне таможенных служб ТС ввести запрет на такой транзит невозможно, его отказался согласовывать Россельхознадзор, ссылаясь на сентябрьский конфликт вокруг поставок свинины из Литвы в Казахстан в адрес казахского ТОО KazInterSauda.
Речь идет о сентябрьской поставке 5 тыс. тонн свинины, задекларированной как бразильская (предположительно из Германии и Польши), перевозившейся российскими, литовскими и белорусскими транспортными компаниями. По мнению Россельхознадзора, некоторая часть мяса не доехала до казахского Уральска, казахские ветеринарные службы заявили, что весь груз прошел транзит по Белоруссии и РФ, был растаможен в Казахстане и лишь затем часть его была под видом казахского поставлена в Россию. В конце октября Россельхознадзор запретил поставки мяса KazInterSauda и еще одной казахской компании в РФ и сообщил партнерам по ТС о "закрытии" транзита "санкционных" продуктов по территории РФ в Казахстан и ряд других стран.
Без таможенной границы РФ и Белоруссии реализовывать запрет ФТС было невозможно -- однако 21 ноября Россельхознадзор запретил поставки продукции ряду белорусских мясоперерабатывающих предприятий в РФ. 27 ноября уже президент Белоруссии Александр Лукашенко официально заявил на совещании с правительством: страна не признает транзитного запрета РФ, Россия "повела себя неприлично", нарушив соглашения ТС.
Хотя информации о восстановлении постоянной работы таможенных постов РФ и Белоруссии нет, несуществующие в ТС де-юре таможенные границы де-факто восстанавливаются на глазах. 2 декабря сам Россельхознадзор заявил о "пресечении" поставок в РФ фруктов с поддельными фитосанитарными сертификатами Албании, Чили, Турции и Нидерландов. Характер претензий ведомства Сергея Данкверта не имеет отношения к "контрсанкциям", однако характер мероприятий, при которых поставки "пресечены", не описывается. Очевидно, силовые органы РФ также восстановили по крайней мере выборочный контроль на границе, полномочиями останавливать грузовики санитарное ведомство РФ не обладает. Россельхознадзор со 2 декабря находит во фруктах с фальшивыми сертификатами восточную плодожорку и гниль, а в белорусских мясопродуктах -- африканскую чуму свиней.
Действия таможни Белоруссии выглядят как наглядная демонстрация: использование Россией Россельхознадзора в политических целях вполне может вернуть фактические границы для товарных потоков внутри ТС. ГТК Белоруссии именует происходящее лишь "мониторингом".




SIA.RU: Главное