Потребительское кредитование вплотную приблизилось к идеальному, по мнению регулятора, состоянию. Согласно статистике ЦБ, в октябре оно показало практически нулевой рост -- больше охлаждать рынок некуда. Стагнация, достигнутая уже не столько стараниями регулятора, сколько отказом населения в условиях нестабильности брать кредиты на то, на что реально накопить, по итогам года может дать всего лишь 10-процентный прирост. На него и ориентировался ЦБ.
Данные о динамике роста необеспеченных потребительских кредитов в октябре Банк России опубликовал на этой неделе в полной версии обзора банковского сектора. Прирост таких ссуд за октябрь составил всего 0,1%, в то время как объем всех розничных кредитов увеличился на 1%. Таким образом, в октябре рынок необеспеченных ссуд рос в десять раз медленнее розницы в целом, а, по сути, рост в этом месяце практически обнулился. Такого эффекта ЦБ за два года принудительного охлаждения этого сегмента розничного кредитования достиг впервые. Темпы роста потребительских кредитов начали отставать от розницы в целом с конца прошлого года. Но разрыв никогда не был столь большим. Так, еще в сентябре темпы роста потребительского кредитования были всего в 1,6 раза меньше, чем розничного кредитования в целом (0,8% против 1,3% в месяц). В результате октябрьского спада в сегменте потребительского кредитования темпы роста этого рынка в пересчете за последние 12 месяцев составили всего 13% годовых, хотя еще ровно год назад превышали 34%. С начала года сегмент вырос на 9,7%. Такими темпами ЦБ недалеко до идеала. Ранее представители регулятора указывали, что в идеале темп роста этого рынка должен составлять около 10% в год.
В Банке России достигнутым результатом, похоже, удовлетворены и дополнительно больше охлаждать его не намерены. Практически полное торможение потребительского кредитования по итогам октября регулятора не слишком беспокоит: в годовом выражении (в пересчете за последние 12 месяцев) отличия в темпах роста не столь существенны: 13% против 16,6%. Не исключает регулятор и фактора сезонности.
Впрочем, банкиры уверены, что проявившаяся в данном случае сезонность -- явление не разовое и не случайное -- не что иное, как следствие резкого ослабления рубля, которое началось как раз в октябре. Так, за месяц доллар укрепился к рублю на 10,2%, евро -- на 9,3%. Учитывая, что национальная валюта теперь находится в свободном плавании и серьезных макроэкономических предпосылок к ее укреплению в обозримой перспективе нет, сезон спада в потребительском кредитовании продолжится, полагают участники рынка.
Учитывая, что в ноябре рубль еще больше ослаб к основным валютам и в декабре стабилизация так и не наступила, восстановления роста рынка потребительского кредитования эксперты не предвидят. Данные ЦБ по темпам роста разных сегментов рынка за ноябрь пока недоступны. Но, по оценкам Дмитрия Лепетикова, в ноябре роста в сегменте потребительских кредитов не было и в декабре исходя из текущей ситуации не ожидается.
При этом разрыв с обеспеченным кредитованием может увеличиться еще больше. В условиях нестабильности люди, напротив, стремятся вложить средства во что-то капитальное, на что оперативно не накопить: приобрести недвижимость или автомобиль.
Ксения Дементьева, Светлана Дементьева




SIA.RU: Главное