В этом году стало очевидно: не подготовились. Первые намеки на то, что денег в отрасли не будет, появились уже в 2013 году. Теперь же картина стала абсолютно ясной: денег уже нет.
При этом спрос даже не приблизился к параметрам роста, которые ожидались при реформе РАО "ЕЭС России". К 2010 году, по базовому сценарию, потребление должно было достичь 195 ГВт, по оптимистическому -- 204 ГВт (факт -- 149,2 ГВт), а к 2015 году мы должны были наблюдать 234 или 259 ГВт соответственно. Фактический же пик потребления пришелся между тем на 2012 год и составил всего 157,4 ГВт. В 2013 году потребление неожиданно для всех упало, крошечный условный рост в 2014 году никого не вдохновляет, а в 2015 году уже вполне официально ожидается очередное падение.
Не то чтобы спад стал для кого-то сюрпризом, но складывается впечатление, что некий невыбранный рыночный люфт до сих пор позволял энергетикам относиться к этому достаточно спокойно. Но ускорение тенденции вкупе с безденежьем на фоне ограничения доступа к капиталу, взлета курса рубля и проблем с иностранными инвесторами и поставщиками этот зазор ликвидировало. В результате теперь состояние максимального сжатия обостряет потребность в точности планирования.
В фазе роста запускались многочисленные механизмы обеспечения обязательной окупаемости, предполагающие отложенный расчет. Если в 2013 году оплата всех подобных договоров составила около 87,5 млрд руб., то к 2015 году она скачком вырастет в 2,4 раза, до 214 млрд руб. В 2020 году рынок заплатит полтриллиона рублей по решениям, принятым в парадигме роста. Более того, даже сегодня, уже после достижения условной "точки кипения" потребителя, государство включает новые механизмы, рассчитанные на растущий, а не падающий рынок -- например, на обеспечение окупаемости дорогой возобновляемой энергетики или оплату новой генерации в Калининграде, Крыму и Тамани надбавкой к цене в европейской части России и на Урале. Это в целом минимум 15 млрд руб. в год.
Есть мнение, что раз деньги все равно нужно откуда-то брать, совершенно неважно, брать их с энергорынка или из бюджета. Но это не совсем справедливо, ведь в совокупном объеме потребления лидирует частный сектор, а в совокупном объеме генерации -- государственный. Генерацию в Крыму и Калининграде, например, строят государственные "Ростех" и "Роснефтегаз", а платить за это будут частные компании, к этим регионам вообще отношения не имеющие. В парадигме сжатия рынка следует подумать, стоит ли плодить механизмы, которые рассчитаны на совершенно иные экономические условия.
Власти же вместо этого идут по самому очевидному пути, усиливая давление сначала на госкомпании, а в перспективе, говорят чиновники, и на частные -- "по цепочке", с целью сокращения их расходов.
Уже в прошлом году госсектору прописали диету, потребовав тратить на 10-15% меньше. Бумажные итоги были получены без видимого напряжения. Но "поджиматься" придется всем -- и не только на бумаге.




SIA.RU: Главное