Новости

Последним делом - самолеты. Рынок авиализинга упал вдвое

Как стало известно "Ъ", кризис, разворачивающийся в российской экономике в целом и на рынке авиаперевозок в частности, уже серьезно затронул смежную отрасль авиализинга. Объем новых договоров в 2014 году сократился более чем вдвое. Основные игроки не ждут улучшения ситуации: авиакомпании активно пересматривают поставки уже законтрактованных самолетов и начинают обращать все больше внимания на операционный лизинг.

"Сбербанк Лизинг" подвел итоги работы на рынке авиализинга в 2014 году, и они оказались неутешительными. Количество новых договоров сократилось почти на 48,5%, их доля в лизинговом портфеле составила 17,4%. Всего за 2014 год были поставлены 75 новых самолетов, из них семь -- малой авиации. Наибольшую долю поставленных самолетов занимают суда в возрасте 13-19 лет, только 30% приходится на относительно новую технику (до шести лет). Источник "Ъ" в одной из крупных лизинговых компаний подтвердил, что по итогам 2014 года объем нового бизнеса в авиационном сегменте упал более чем вдвое. По словам собеседника "Ъ", на развитие рынка негативно влияют девальвация рубля, осложнение доступа к зарубежным финансовым ресурсам и трудности российских авиаперевозчиков. Расходы последних на лизинг и так значительны: по прогнозам АЭВТ, в 2014 году они составили 120 млрд руб., а в 2015-м за счет девальвации рубля могут превысить 200 млрд руб.

Гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов поясняет, что основными игроками сегмента остаются госбанки, попавшие под санкции США и Европы,-- до сих пор они в основном привлекали средства на контракты по поставкам самолетов за рубежом. В России, добавляет он, стоимость кредитов в течение 2014 года постоянно росла, а с увеличением ключевой ставки ЦБ до 17% "ситуация приблизилась к коллапсу".

По прогнозам "Сбербанк Лизинга", ждать улучшения ситуации в 2015 году не стоит,

несмотря на потенциал ранее заключенных сделок (обычно от заказа до поставки самолета проходит не менее двух лет): клиенты активно пересматривают поставки. Опрошенные "Ъ" авиаперевозчики ситуацию с закупками самолетов не комментируют. При таких обстоятельствах, добавляют в "Сбербанк Лизинге", среди российских авиакомпаний снова становится популярным операционный лизинг (фактически это среднесрочная аренда самолетов, сейчас ее доля на рынке около 50%), который в отличие от финансового позволяет компании не сильно увеличивать кредиторскую задолженность.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное