Новости

Белый дом принял антикризисный план. Расходы сокращены вдвое

Антикризисный план Белого дома, разработка которого завершена, в процессе изменил название, утратил точную стоимость и будет в этом виде действовать лишь до марта. По настоянию министра финансов Антона Силуанова бюджетные расходы "плана первоочередных мероприятий" будут вписываться хотя бы в размеры антикризисного резерва Белого дома на 2015 год -- то есть они должны сократиться примерно вдвое. Сколько денег есть у правительства на антикризисные меры следующей очереди, со второго квартала 2015 года, раньше февраля не выяснится.

Совещания правительства по разработке антикризисного плана завершены -- вчера премьер-министр Дмитрий Медведев после визита в Брянскую область заявил, что подписал 27 января постановление правительства, утверждающее план. Накануне проект обсуждался с министрами и руководством ЦБ на совещании у президента Владимира Путина -- проект постановления правительства, утвержденный им как рабочий, есть в распоряжении "Ъ", доработки его в течение дня в аппарате правительства были, по данным "Ъ", техническими.

План уже поменял название -- ранее это был "План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", теперь же это "План первоочередных мероприятий по обеспечению" развития, устойчивости и стабильности. Документ теперь крайне краткосрочен и почти не выходит за рамки первого квартала 2015 года, к тому же Минфину в проекте постановления указано до 29 января окончательно определить объемы бюджетного финансирования на реализацию плана, но только на тот же первый квартал. План теперь и в целом не имеет определенной стоимости. На совещание к Владимиру Путину 26 января выносился проект, предполагающий совокупные расходы в 2,375 трлн руб. (в том числе 1 трлн руб.-- из доходов бюджета 2014 года, полностью тратящийся на докапитализацию банков), из них около 300 млрд руб.-- новые расходы федерального бюджета, 550 млрд руб.-- средства Фонда национального благосостояния, 160 млрд руб.-- эмиссия госдолга, остальное -- госгарантии и бюджетные кредиты регионам.

Но в новом плане по настоянию Минфина большинство сумм, предлагающихся на финансирование в 2015 году, или вообще не определено (судя по всему, они будут рассчитываться ежеквартально), или определено годовым "потолком". Антон Силуанов, вчера комментировавший проект СМИ, заявил, что антикризисные прямые расходы федерального бюджета на 2015 год предполагается уложить в объем действующего антикризисного фонда Белого дома -- сейчас это 170 млрд руб. (30 млрд руб. уже расходуется сейчас).

Таким образом, при сохранении тех же пропорций по другим источникам финансирования, в том числе ФНБ, план на 2015 год может стоить вдвое меньше -- порядка 700 млрд руб.

Впрочем, во II квартале 2015 года денег на следующие (не первоочередные сейчас) антикризисные меры у правительства будет больше, чем сейчас. Проект постановления Белого дома содержит обязательство сократить "большинство категорий расходов" на 10% в 2015 году. Учитывая предполагаемый годовой уровень инфляции выше 10% и "несжимаемость" порядка 40% федеральных расходов, а также готовность Белого дома в рамках Федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП) в основном заканчивать в 2015 году существующие стройки и не начинать новых, в реальном выражении сокращение объемов госпрограмм на 2015 год может составить порядка 25%, а высвобождаемая сумма -- предельно 2 трлн руб.

Собственно, в ближайшие недели основная борьба в правительстве будет вестись вокруг сокращения госпрограмм и направлений перераспределения сэкономленных средств: "вторую очередь" антикризисных мер можно финансировать, по сути, только из этого источника. Планы дискуссий по этому вопросу есть уже в проекте постановления правительства: Белый дом настаивает и на сохранении финансирования госпрограмм в сфере образования и здравоохранения "в соответствии с потребностями XXI века", и на финансировании проектов Национальной технологической инициативы (реализация наработок "Сколково" и других инновационных институтов в промышленности), и на обсуждении коррекции систем пенсионного и социального обеспечения.

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное