Новости

Владимир Путин поставил электрички на рельсы. Президент развернул стратегию ОАО РЖД

Вчера президент Владимир Путин одной жесткой фразой радикально изменил политику ОАО РЖД в пригородных перевозках. Теперь нерентабельные электрички, которые ранее были сокращены, придется вернуть вместе с убытками, источника компенсации которых нет. По данным "Ъ", в ближайшее время ОАО РЖД сможет восстановить лишь 300 маршрутов, закрытых с начала 2015 года.

Вчера президент Владимир Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево жестко раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранс за массовую отмену электричек.

"А что у нас Министерство транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?" -- возмутился президент.

Он подчеркнул, что проблема касается "тысяч людей", и велел немедленно восстановить отмененные пригородные поезда "с гарантиями соответствующими ОАО РЖД и регионам по решению проблемы".

Правительство новый подход поддержало: в мае оно утвердило концепцию развития пригородного комплекса, предусматривающую ответственность всех участников перевозок.

Регионы и ППК должны заключать долгосрочные контракты, а в ответ государство обязывалось в течение этого срока субсидировать содержание инфраструктуры ОАО РЖД, выплачивая по 25 млрд руб. в год. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, ППК были вправе не оказывать услуг.

В этом году ситуация усугубилась: только в январе отменено около 300 поездов, из них 35 -- в Нижегородской области, по 16 -- в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 17 -- в Пермском крае. В Вологодской, Псковской, Тульской областях электрички ликвидировали полностью. По данным ОАО РЖД, на 2015 год пригородные перевозки заказали только 47 субъектов. Подстегнуло обвал решение правительства повысить с 2015 года плату за инфраструктуру. Если раньше ППК перечисляли ОАО РЖД только 1% тарифа за пользование путями, а остальное компенсировало государство, то сейчас должны платить 25%. По оценке ОАО РЖД, в 2015 году выпадающие доходы ППК составят 21,8 млрд руб. (в 2014 году -- 14,7 млрд руб.), но в региональных бюджетах на компенсации заложено только 8 млрд руб.

Неприемлемая ситуация

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что "о существовании проблемы президенту известно не первый год". "Но ни разу не доходило до полной отмены электричек, как это происходит сейчас в некоторых регионах,-- подчеркнул он.-- С точки зрения президента, это неприемлемая ситуация".

До вчерашнего публичного осуждения президентом, представительная власть предпочитала обсуждать проблему тихо и спокойно. В Думе тема отмены электричек поднималась 19 января в ходе обсуждения антикризисных мер правительства. По его итогам глава профильного комитета по транспорту Евгений Москвичев заявил: депутаты "услышали, что правительство намерено сохранить перевозки, речь идет о железнодорожном пригородном сообщении". Однако конкретных предложений так и не прозвучало.

Отмашка от проблемы

На критику президента ОАО РЖД отреагировало еще оперативнее, заявив, что уже занимается составлением графика ввода в эксплуатацию отмененных поездов и в ближайшее время представит его правительству. В монополии подчеркнули, что имеют "все возможности для восстановления пригородного сообщения в максимально короткие сроки".

Глава агентства "infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что восстановление отменных поездов -- единственный способ предотвратить социальный взрыв. "Требование президента восстановить пригородное сообщение -- апофеоз режима ручного управления Владимира Путина,-- заявил "Ъ" политолог Константин Калачев.-- В нынешних политических реалиях глава РЖД Владимир Якунин "выше" губернаторов, и правительству, которое стало объектом критики, было сложно решить этот вопрос без отмашки президента".

Однако "отмашка президента" если и приведет к восстановлению пригородных перевозок, самой проблемы не решит. "Ключевой вопрос, откуда государство возьмет деньги, чтобы восстановить отмененные поезда, ведь все понимают, что регионы неплатежеспособны",-- говорит собеседник "Ъ" в отрасли.

Юлия Галлямова, Софья Самохина, Наталья Корченкова, Андрей Перцев; Всеволод Инютин, Воронеж; Сергей Петунин, Саратов; Ирина Пелявина, Пермь; Ольга Ранних, Тула


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное