Выбор напитков по формуле "грамм — копейка — градус" снова в тренде. Экономя семейный бюджет, граждане снижают планку алкогольных предпочтений — в нижнем сегменте рынка все шире разливаются контрафакт и суррогаты.
НИНА ВАЖДАЕВА, АННА ГОЛЬДБЕРГ
Наиболее популярные напитки в винотеке "Ле Сомелье" -- Brunello, Chianti, Cabernet -- стоят от 2 тыс. до 5 тыс. рублей за бутылку, и спрос на них, по словам генерального директора Анжелики Субботиной, не изменился.
В крупных сетевых магазинах запасы вина по старым ценам уже, конечно, кончились, а клиенты вовсю осваиваются в новых ценовых реалиях.
"Я каждый день вижу, как люди топчутся перед полкой с любимым вином, которое стало в полтора-два раза дороже, вздыхают и идут выбирать другое -- по той цене, к которой привыкли,-- рассказывает продавец-консультант Светлана в одном из магазинов сети "Ашан".
Кто уйдет с рынка
Первая реакция рынка алкоголя на повышение цен -- снижение спроса. "В России в последние годы в принципе снижаются объемы потребления всех алкогольных напитков,-- объясняет финансовый аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин.-- И водки, и пива, и вина, и коньяка. Причина -- и в государственном регулировании отрасли, и в высоких ценах на акцизы, и в изменении культуры потребления".
Обеспечит его в первую очередь резкое сокращение на рынке объема импортной продукции. Бары, рестораны и магазины постепенно сокращают объем заказов на импортный алкоголь дистрибуторам, те, в свою очередь, резко сокращают импорт. По данным таможенной статистики, только за декабрь прошлого года импорт виски упал на 45,5%, рома -- на 38,4%, вина -- на 44,2%.
На этом фоне финансовые трудности испытывают практически все поставщики импортного алкоголя. Как водится, некоторые испытывают их сильнее. В конце января второй по величине поставщик французских вин в Россию -- группа компаний "Русьимпорт" -- попросил признать банкротами сразу пять своих "дочек", занимающихся валютными операциями. Взяв вино на реализацию по курсу 47-49 рублей за евро, "Русьимпорту" пришлось расплачиваться за него уже по курсу 80 рублей за евро. Ставки по кредитам тем временем выросли с 11-12% до 23-34%, после чего компания поняла, что не сможет выполнить свои обязательства перед заемщиками.
Прелесть Кубани
Отечественные производители шанса на импортозамещение, конечно, упускать не хотят.
Правда, в работе с российскими винами все равно есть несколько проблем. Во-первых, их слишком мало, до этого года в общем объеме рынка в 100 млн бутылок они занимали долю лишь в 10%. Во-вторых, цены на них тоже выросли -- минимум на 10%. Отечественных виноградников даже с учетом новых крымских мало, и больше 60% вина делается из подорожавшего зарубежного виноматериала. Кроме того, многие винодельни работают только с зарубежными производителями бочек, бутылок и даже пробок.
Южные враги
Продажи пива в прошлом году действительно немного подросли: по данным Центра разработки национальной алкогольной политики, рост составил 2%, до 1,1 млрд декалитров. Но все крупные пивоваренные компании считают иначе. "Рост акциза с 6 до 18 рублей, запрет продажи пива в киосках, ограничение времени продаж, а также практически полный запрет рекламы -- все это привело к существенному сокращению рынка пива",-- рассказал представитель Heineken.
"Просто россияне перестали пить "Балтику",-- говорит Сергей Веретенников, шеф-бар-менеджер УК Hurma Management Group.-- Пьют импортное пиво. У нас вот --Guinness, несмотря на то что он подорожал до 360 рублей".
Та же проблема и с водкой. Не смирившись с резко возросшей ценой за поллитровку -- минимум на 30% только за последний год, россияне стали бойкотировать лицензионную водку. Производство водки на российских заводах сократилось на рекордные 22,3%, а продажи -- на 8%. При этом, конечно, пить водки в России меньше не стали. Так, вполне закономерно в стране вырос объем нелегальной водки, которая сейчас, по мнению некоторых экспертов, уже занимает долю в 60% в общем потреблении.
"В Центральную Россию основные потоки нелегальной продукции идут из кавказских республик -- с заводов без лицензий. В более отдаленные области вроде Оренбургской, Новосибирской водку завозят из Казахстана",-- рассказывает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
По словам Доброва, лицензионная водка не может стоить дешевле 300 рублей: акциз составляет 100 рублей в ее себестоимости, еще 200 рублей приходится на производство, разлив, упаковку, наценку сетей. Более дешевая водка -- это либо контрафакт, либо, что хуже, подделка.
"По сравнению с докризисным периодом к нам на горячую линию стало звонить в 1,5-2 раза больше людей, столкнувшихся с контрафактным алкоголем,-- рассказывает генеральный директор "Авента-Инфо" Наталья Костикова.-- В основном с водкой, так как чаще всего подделывают именно ее".




SIA.RU: Главное