ОАО РЖД подготовило план по повышению доходности и сокращению издержек монополии на 2015 год. Но жесткой оптимизации расходов в нем не оказалось — напротив, ОАО РЖД в первую очередь рассчитывает на господержку, льготы по налогам и тарифам ТЭКа. В монополии давно предупреждали, что в этом году смогут сократить расходы только на 5,5 млрд руб., но в совете потребителей при ОАО РЖД считают, что у него есть ресурсы для экономии как минимум 200 млрд руб.
"Ъ" ознакомился с планом мероприятий по повышению доходности и сокращению издержек ОАО РЖД, подготовленным по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича от 30 декабря 2014 года. План из 13 пунктов содержит поручения самому ОАО РЖД, ФАС, ФСТ, профильным министерствам и регионам. Но документ оказался половинчатым: в нем много планов по повышению доходности и сравнительно мало идей сокращения издержек.
Так, ОАО РЖД начинает с предложений по упрощению правил использования своего тарифного коридора и упоминает о повышении в январе экспортных тарифов на максимальные 13,4%. Еще четыре пункта посвящены средствам ФНБ: 100 млрд руб. в феврале и третьем квартале должны быть вложены в привилегированные акции ОАО РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба, еще на 100 млрд руб. через ВТБ должны быть выкуплены инфраструктурные облигации монополии, и 69,8 млрд руб. должны быть внесены в уставный капитал ОАО РЖД на проекты по модернизации Восточного полигона, развитие московского транспортного узла и пр.
Целый блок мер включает предложения по льготам для пригородных перевозок. Предлагается увеличить объем госсубсидий на пользование инфраструктурой с 25 млрд до 33,3 млрд руб., вернуть льготный тариф 1% за пользование путями для пригородных пассажирских компаний, погасить задолженность регионов перед ППК за предыдущие годы и компенсировать 10,9 млрд руб. убытков за перевозку льготников. Также речь идет о сдерживании роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы и отменить повышение налога на имущество для железнодорожной инфраструктуры. Ранее в ОАО РЖД говорили, что в 2015 году их расходы на уплату этого налога превысят 20 млрд руб.
По оценке совета потребителей, ОАО РЖД могло бы сэкономить в 2015 году не менее 200 млрд руб. за счет совершенствования закупок, увеличения дивидендов дочерних компаний и продажи непрофильных активов, а также привлечения частных инвестиций в закупку подвижного состава. В итоге большинство членов совета потребителей проголосовали за отрицательное заключение и возврат его на доработку, добавил собеседник "Ъ".
В ОАО РЖД и Минтрансе не уточнили, сколько расходов позволит сократить план. Но еще в ноябре 2014 года президент ОАО РЖД Владимир Якунин говорил, что в 2015 году монополия сможет оптимизировать расходы только на 5,5 млрд руб. По его словам, раньше ОАО РЖД сокращало издержки в основном за счет неполной рабочей недели и сокращения капремонтов, но впредь этого допускать не стоит. В 2015 году ОАО РЖД ожидает роста материальных затрат (с 392 млрд руб. в 2014 году до 420,8 млрд руб.) и расходов на перевозки (с 1,2 трлн до 1,3 трлн руб.). Продажа непрофильных активов должна принести только 22 млрд руб.
Юлия Галлямова




SIA.RU: Главное