Новости

Как в России входит в моду совместное потребление

Продукты и памперсы в складчину, совместная аренда машин, один офис на несколько компаний. Какие стратегии совместного потребления выбирают в последнее время россияне, разбиралась корреспондент "Денег" Анна Гольдберг.

В начале года ферма "Лесные сады", расположенная в Тульской области, решила возродить традиции продуктовой кооперации. В феврале москвичам предложили внести членский взнос 52 тыс. руб., а с сентября по сентябрь 2016-го еженедельно получать продуктовую корзину. Состав корзины варьируется в зависимости от сезона, но изменяется главным образом набор фруктов и овощей, базовый ассортимент -- молоко, яйца, мясо -- один и тот же. Меньше чем за месяц набралось почти двести участников проекта, однако фермер Георгий Афанасьев надеется на тысячу. 52 млн руб. нужны Афанасьеву, чтобы наладить производство.

"Инфраструктуру под проект мы достроим сами, на свои деньги, а вот вкладываться в производство хотелось бы с уверенностью, что наши продукты будут востребованы",-- объясняет он.

Стратегическим планированием Афанасьев занимается давно, но до этого момента -- только теоретически. В качестве руководителя Экспертного клуба промышленности и энергетики он консультировал правительство Москвы, Общественную и Торгово-промышленную палаты, союзы производителей.

Схема выглядит выгодной для всех: сельское хозяйство живет на кредитах, а при нынешних ставках жизни вообще не просматривается. Афанасьева же будут кредитовать покупатели -- бесплатно, да еще и решая попутно для него проблему со сбытом. "Но ведь и людям выгодно,-- подчеркивает предприниматель.-- Они будут с доставкой на дом получать фермерские продукты напрямую, без посредников, без наценки. Я думаю, никто не сомневается, что к сентябрю тысяча рублей за такую продуктовую корзину покажется копейками".

Товарная кооперация

"Последние полгода я часто слышу о подобных продовольственных кооперациях,-- комментирует аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин.-- В условиях экономической нестабильности небольшим предприятиям очень трудно привлечь финансирование, им нерентабельно брать у банков кредиты под 25% годовых, и они делают ставку на альтернативные варианты. Продают контракты на поставку определенных объемов продуктов питания населению, чтобы с помощью этих денег не сокращать производство. Но это скорее временная мера. Привлекаемые таким образом инвестиции ничтожно малы для производства. И как только экономическая обстановка стабилизируется, все вернутся к обычному банковскому кредитованию. Тем не менее для потребителя эта сделка выгодна, как и все, что основано на прямом контакте с производителем. Исключение из схемы посредников означает огромную скидку".

"Использую сайт ogromno.com для всего: для покупок одежды для ребенка, постельного белья, полотенец, товаров для дома, детских игрушек, книг,-- рассказывает стилист из Москвы Людмила Иванчина.-- Во-первых, потому, что часто бывают эксклюзивные предложения, которые в магазинах так просто не встретишь. Например, жостовские новогодние деревянные игрушки ручной работы, варежка-скраб из тутового шелка, распрыскиватель для пищевого масла. Ну а во-вторых, действительно дешево. Даже с наценкой организатора и сайта цена отличается от розничной на 20-30%".

Покупки в складчину выгодны и производителям, и покупателям -- страдает только розница. На форуме "Совместные покупки Чебоксары" с жалобой выступила владелица бутика модной одежды. Она обнаружила, что одежду марок, представленных в ее магазине, участники форума вдвое дешевле покупают у того же поставщика, и требует убрать с форума объявление о закупке. "Я развиваю магазин, строю стратегии и планы. У меня, в конце концов, МВА, и я не понимаю такого отношения",-- негодует предпринимательница из Чебоксар.

Никому не чуждый тренд

"Для совместных покупок объединяются не только частники, но и крупные компании,-- рассказывает Андрей Бойко, коммерческий директор центра электронных торгов B2B-Center.-- Гиганты в области тяжелой промышленности, энергетической сферы, телекоммуникаций могут конкурировать на рынке, но, когда дело доходит до покупок, работают рука об руку".

"А я могу привести историю с новогодним корпоративом одной французской IT-компании для клиентов, организацией которого занималось наше агентство,-- рассказывает президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов.-- Заказчик пригласил поучаствовать в затратах на праздник сразу двух своих вендоров -- американскую и российскую компании. У этих компаний был общий пул клиентов. При этом ни один из гостей торжества даже не подумал, что сделано это ради экономии средств, напротив, многие восприняли такой подход как некую фишку, гостей встречали сразу три героя -- Дед Мороз, Санта-Клаус и Пер Ноэль". По словам Виноградова, разнообразные совместные проекты становятся все более востребованными, и это отличный способ не только сэкономить в трудные для рынка времена, но и проявить креативность.

"Это будет продолжаться вплоть до тех пор, пока у людей будет острая необходимость контролировать расходы,-- объясняет научный сотрудник Российского университета кооперации Андрей Арно.-- Все это время популярностью будут пользоваться коворкинговые центры, совместные заказы такси и грузовых автомобилей для перевозок, а также многое другое".

Все перечисленное действительно популярно. Основатель коворкинга "Рабочая станция" Михаил Комаров рапортует о росте клиентов на 10%. "Конечно же, тренд заметен невооруженным глазом. У нас вот развивается совместная экономика в сфере логистики,-- рассказывает основатель сервиса www.VezetVsem.ru Иван Пластун.-- Многие ищут варианты недорогой перевозки груза, и лучшее решение -- догрузка или попутная грузоперевозка. Все просто: в одну большую машину грузится сразу несколько заказов, и перевозчик развозит их по нужным адресам. Психологически некоторым пользователям нелегко смириться с тем, что их вещи будут ехать с чужими, но соображения экономии берут верх".


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное