Падение на рынке коммерческих автомобилей началось еще весной 2013-го, в начале этого года продажи оказались особенно низкими. Несмотря на некоторую господдержку в ближайшие год-два на существенный рост рынка никто не рассчитывает.
АЛЕКСЕЙ ЕКИМОВСКИЙ
Январь 2015 года в сфере грузового автотранспорта оказался самым провальным за последние три года. По данным аналитического агентства "Автостат", за первый месяц 2015-го продажи новых грузовиков составили 4,7 тыс. штук, на 28% меньше, чем годом раньше (6,6 тыс.). Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) упал на 25,6%, до 6,8 тыс. штук против 9,2 тыс. в январе 2014-го. Таким образом, общий спад продаж в сегменте новых грузовых автомобилей и LCV в январе достиг 27,2%, свидетельствует статистика "Автостата".
Впрочем, аналитики агентства не удивлены этим антирекордом, ведь российский рынок падает уже второй год подряд: в 2014-м продажи уменьшились на 24,4%, в 2013-м -- на 14,3%. Особая причина тяжелого начала 2015 года -- "негативная ситуация в российской экономике, которая в этом году грозит перерасти в рецессию", констатирует ведущий аналитик "Автостата" Азат Тимерханов.
"Для рынка LCV определенные надежды мы связываем с продлением программы утилизации, доля продаж легких коммерческих автомобилей по этой программе в 2014 году составила почти 12%. Она может стать неплохим подспорьем для рынка и в нынешнем году",-- отмечает аналитик.
Рынок тяжелых грузовиков опускается быстрее, и здесь дно, похоже, еще глубже. По мнению Азата Тимерханова, сложная ситуация в экономике не позволит расти рынку грузоперевозок и еще долго будет влиять на продажи в этом сегменте авторынка. Здесь динамика может стать позитивной также не раньше 2016 года, прогнозирует аналитик "Автостата".
Движение в разные стороны
Стратегия выживания у производителей грузовой техники при этом разнится. Шведский концерн Volvo, например, в начале 2015 года сообщил о приостановке "в связи с экономической ситуацией и падением спроса" завода грузовиков в Калуге и увольнении около 30% штата предприятия. В компании не комментируют сроки действия этого антикризисного плана, но обещают не увольнять остальных сотрудников и не прекращать поставку в Россию грузовиков с зарубежных заводов компании.
А вот американский бренд Ford Otosan, наоборот, запускает производство грузовиков в Калининграде. Согласно подписанному в конце 2014 года соглашению с "Автотором", там будет открыта площадка по сборке Ford Cargo -- тягачей 1846T, дорожной серии с колесной формулой 4x2 и 6x2, а также строительной серии с колесной формулой 6x4 и 8x4.
По мнению руководителя отдела маркетинга Ford Heavy Trucks Russia Павла Антипова, конкуренция на столь глубоко падающем российском рынке будет определяться способностью предприятий грамотно "управлять складом", а основное преимущество продукции калининградского предприятия Ford Trucks он видит в адекватной цене.
Позитивный экспорт
Для отечественного производителя между тем открылись определенные новые возможности. Например, растет доля в общих продажах у КамАЗа. "Мы постоянно занимаемся технологической оптимизацией, повышаем эффективность использования электроэнергии, газоснабжения, теплоснабжения, а также смотрим на конструкцию автомобиля, как можно применить современные материалы и технологии,-- говорит директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
В группе ГАЗ на перспективы экспорта своей продукции тоже смотрят с оптимизмом. В 2014 году модель "Газель Next" получила европейский сертификат, который позволяет продавать ее во всех странах Евросоюза, и производство этих машин было налажено в Турции. А на днях компания заключила соглашение с сербской компанией Verano Motorso для реализации моделей "Газель Next", "Газель Бизнес" и "Соболь Бизнес" на территории Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины.
Впрочем, оптимизм ГАЗа гасится условиями кредитования. "Ставки 30% и выше, которые предлагают сегодня банки, являются запретительными для реального сектора промышленности,-- указывает представитель группы ГАЗ. Недоступность кредитных ресурсов, по мнению компании, отражается на инвестиционной деятельности не только непосредственно производителей автомобилей, но и всей цепочки автопрома, включая поставщиков всех уровней и дилеров.
Государство тормозит падение
В кризис рынок ожидает действенных мер поддержки со стороны государства, причем любая нерешительность в этом деле дорого обходится производителям. Так, затянувшаяся в конце 2014 года неопределенность с продлением программы утилизации автомобилей, по мнению некоторых участников рынка, не позволила заводам быстро сориентироваться в начале года, что и привело к провалу январских продаж.
В числе поддерживающих рынок мер в пресс-службе Минпромторга назвали июльское постановление правительства, согласно которому с 2015 года в России вводится запрет на импорт автотехники для госнужд. В министерстве также сообщили, что сейчас прорабатывается "вопрос модернизации механизма исчисления транспортного налога с целью учета экологических и возрастных характеристик транспортных средств", что, по мнению чиновников, будет стимулировать закупку новых коммерческих автомобилей.
Производители грузовиков в один голос благодарят государство за любую поддержку продаж новых машин, какую оно только может придумать, но при этом готовятся к долговременному спаду спроса.
"Конечно, к росту продаж эти меры привести не смогут, но, по крайней мере, они не позволят рынку рухнуть на 80%, как это было в 2009-2010 годах",-- выражает общее мнение представителей автопрома Олег Афанасьев (КамАЗ).




SIA.RU: Главное