Новости

Автолизинг с пробегом. Как теперь перевозчики обновляют парк

Несмотря на падение рынка и резкое удорожание финансирования, лизинг коммерческого автотранспорта продолжает расти. Правда, происходит это за счет бывших в употреблении машин и продлится, скорее всего, недолго.

АЛЕКСЕЙ ЕКИМОВСКИЙ

Как свидетельствует статистика агентства "Эксперт РА" за девять месяцев 2014 года, доля грузового автотранспорта в сумме новых договоров российских лизинговых компаний выросла с 12,3% до 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Участники рынка отмечают, что тенденция к росту количества лизинговых сделок с коммерческим транспортом сохранялась и в четвертом квартале года.

Автолизинг стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей, считает вице-президент частной автолизинговой компании "Европлан" Александр Михайлов. В самом "Европлане" прирост инвестиций в автолизинг по итогам 2014 года составил 11%. По словам Михайлова, тенденция роста доли автолизинга "долгосрочная, сформировалась в последние пять лет и будет сохраняться в дальнейшем".

Заместитель гендиректора компании ВТБ Лизинг Анатолий Воронецкий не считает, что на рынке автомобилей в 2013-2014 годах был однозначный спад. "Из отчетов аналитических агентств видно, что рынок автомобилей с пробегом показывает положительную динамику, а общий уровень продаж всего грузового и коммерческого транспорта в 2014 году приблизительно соответствует уровню 2013-го".

В лапах кризиса

Спрос на грузовики снизился с завершением крупных инфраструктурных проектов государственного значения -- Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и других крупных строек. Лизинговые компании, банки, дилеры и автопроизводители ответили на это расширением инструментов финансирования покупки, отмечает Михайлов.

"Лизинг и кредит приобретают новые условия за счет договоренности производителей, дилеров, лизинговых компаний и банков. Мы полагаем, что уменьшилась доля прямых покупок и лизинг с кредитом заместили их часть",-- поясняет вице-президент "Европлана".

Как добавляет Анатолий Воронецкий, в 2014 году существенное влияние на рынок грузовой техники оказало торговое эмбарго, введенное в ответ на антироссийские экономические санкции ЕС и США. А девальвация рубля в четвертом квартале минувшего года привела к тому, что многие поставщики существенно повысили цены на технику, в результате чего интерес клиентов может сместиться в сторону продукции отечественных автопроизводителей, а также транспорта с пробегом, считает Воронецкий.

Непредсказуемый инвестклимат

По словам Анатолия Воронецкого, от 60% до 100% покупателей коммерческого транспорта -- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые находятся во взаимосвязи с другими отраслями экономики страны. Поэтому потенциал рынка определяется экономической устойчивостью отдельных отраслей промышленности, а также общим состоянием инвестиционного климата в России.

В "Европлане" также осторожны с формулировками прогнозов.

"Долгосрочный тренд роста доли автолизинга пока сохраняется, но в 2015-2016 годах мы ожидаем отклонения от роста. Это, конечно, хуже, чем мы планировали в пятилетней программе еще пару лет назад",-- констатирует вице-президент компании Александр Михайлов.

Сами приближенные к государственным банкам лизинговые компании предпочитают не волноваться. Например, ВТБ Лизинг не видит необходимости в какой-то особой стратегии при работе в кризисное время, говорит Анатолий Воронецкий. Компания будет и впредь разрабатывать лизинговые продукты, максимально учитывающие размер и специфику бизнеса заказчиков, а также разъяснять потенциальным клиентам преимущества лизинговых схем.

Дорого, но верно

Поддержку лизинговому бизнесу в сфере коммерческого автотранспорта должны оказать и некоторые государственные инициативы, на что надеются участники рынка. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в ближайшее время должна быть разработана программа поддержки операционного и финансового лизинга автотранспорта, с которой министерство выйдет в правительство.

Кроме того, государство уже второй год реализует программу по внедрению в эксплуатацию автотранспорта на газомоторном топливе, что также может способствовать росту лизинговых сделок.

"Компаниям, которые будут закупать более дорогую газомоторную технику, мы можем предложить увеличенный срок лизинга и еще большее снижение ежемесячных платежей. И здесь, как в случае с покупкой более дорогого, но эффективного автомобиля, первоначальные вложения должны окупиться с течением срока эксплуатации транспортного средства",-- отмечает Александр Михайлов из "Европлана".

В пользу этой благотворной для автолизинга тенденции "удорожания" автомобилей могут сыграть и усилия Минпромторга, направленные на обновление существующего автопарка перевозчиков. Однако происходить это будет уже в принудительном порядке: министерство предложило законодательно ограничить предельные сроки эксплуатации грузовых автомобилей. Учитывая штрафы для предпринимателей в размере 200 тыс. руб. за эксплуатацию подобного автохлама, многие грузоперевозчики могут быстро осознать прямую выгоду при пользовании услугами лизинговых компаний и получить новый экономичный автомобиль с оплатой в рассрочку.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное