Участвовать в выставках российским сыроделам, возможно, просто некогда, да и ни к чему. 90% россиян едят всего четыре вида сыра -- российский, голландский, костромской, пошехонский,-- и после того, как конкуренция этим сырам исчезла, продажи их ускоренно растут. "Самый продаваемый сыр, российский, за год прибавил 17%, второй по популярности, голландский,-- 25%,-- рассказывает Юлия Маруева, партнер продовольственной группы Nielsen в России.-- Санкции повлияли на ассортимент, но не на объемы потребления, и россияне едят сыр по-прежнему по 5 кг в год".
Продуктовое эмбарго, введенное в августе прошлого года, лишило российский рынок почти четверти всего потребляемого сыра, в связи с чем российские производители активно принялись наращивать производство. По данным Росстата, в прошлом году в России было произведено почти 500 тыс. тонн сыра и сырных продуктов, что на 15% больше, чем в 2013-м. Заметно выросло производство того, что деликатно называется "сырный продукт",-- этой субстанции официально производят на 30% больше. Однако, по оценкам специалистов, в последнее время чуть ли не каждый второй российский производитель сыра использует вместо молока порошок и растительные жиры.
Во Всероссийском НИИ маслоделия и сыроделия (ВНИИМС) в Угличе констатируют, что качество многих сыров действительно упало. Техрегламенты допускают до 50% растительных жиров. Если их больше, это видно практически невооруженным глазом: сыр рыхлый, разваливается. Тем не менее даже на конкурс качества ВНИИМС приходили поддельные маасдам, тильзитер, а больше всего некачественного сыра -- под маркой "Российский".
"Подделывают, конечно, и европейские сыры,-- рассказывает шеф-повар ресторана "Хлебная лавка" Евгений Мещеряков.-- Многие производители, вместо того чтобы покупать ноу-хау, переходить на новые дорогие технологии, просто поменяли названия сыров на привычные нам европейские".
Буррата из Масленкино
Мягкие сыры на самом деле в России делать научились. Отчасти из-за эмбарго, но в большей степени потому, что это самая несложная тема в индустрии. Многие предприятия стали делать моцареллу, единицы отваживаются на производство бурраты, маскарпоне, рикотты.
При этом рентабельность бизнеса может быть очень приличная: технология производства этих сыров и творога мало отличается, а стоят они на порядок дороже. Главный куш на этом рынке сорвала компания "Умалат". Ее владелец Алексей Мартыненко любит рассказывать, как, сварив брынзу дома в кастрюле, обнаружил, до чего прост в производстве свежий сыр, и после этого купил сыроварню в Брянской области. Он начал в 2003 году с производства чечила, брынзы, феты и сулугуни, а в 2007-м взялся за моцареллу. Потом пригласил технологов из Италии и под брендом Unagrande стал производить остальные итальянские свежие сыры -- рикотту и маскарпоне.
За последние годы в России действительно появились маленькие сыроварни.
В 1999 году бывший итальянский полицейский Пьетро Мацца вместе с русской женой Жанной купили заброшенный колбасный комбинат в Тверской области. Производство затеяли сразу приличных масштабов: ежемесячно по тонне моцареллы и рикотты из молока местных фермеров. Впоследствии обзавелись стадом в тысячу голов, а производство сыра нарастили до 200 кг в сутки. В ассортименте в основном мягкие тянущиеся сыры -- буррата, бутирро, провола, скаморца, рикотта. Половину скупают туристы, которых активно приваживают на ферму "Маленькая Италия" агротурами: построили гостевые дома, проводят мастер-классы по приготовлению сыра, дегустации.
Похожий объем производства -- у кубанского производителя "Лефкадия", стремятся выйти на такие показатели подмосковные "Коза ностра" и Signore Formaggio.
Сыроварня при винодельческом хозяйстве "Лефкадия" в Краснодарском крае тоже наращивает объем. До марта 2014 года она производила меньше тонны сыра в день и продавала в основном туристам. Сейчас -- 4 тонны в день, а к лету, как утверждает сын создателя и управляющий проектом "Лефкадия" Михаил Николаев, выйдут на 5-6 тонн. В московских сетях "Азбука вкуса", "Виктория" и "Твой дом" мягкие козьи сыры "Лефкадии" бюш, шевр и рикотта, а также камамбер продаются по 2,5-3 тыс. руб. за 1 кг.
Недостижимые высоты
А вот заменить на полках твердые сыры типа пармезана, полутвердые с голубой плесенью (рокфор, горгонзола, стилтон, дорблю) -- эта задача российским производителям пока не по зубам. "Среди того, что осталось на полках, в принципе тоже можно найти приличный товар,-- призывает не отчаиваться Александр Крупецков.-- На прилавках остались швейцарские сыры, не подпавшие под санкции, многочисленные сорта безлактозных европейских сыров, которым тоже удалось пробиться сквозь эмбарго, а также сыры из непривычных для нас стран -- Аргентины, Туниса, Марокко".
Чтобы делать настоящий пармиджано реджано, конечно, нужно соблюсти еще много условий: делать в регионах Парма и Реджо-Эмилия, от которых он получил название, из молока тех же рыжих коров, выдерживать положенный срок. Однако российские производители готовы к компромиссам, и до конца года, возможно, кто-нибудь из них за это производство возьмется.




SIA.RU: Главное