ОАО РЖД обратилось к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой не допустить дерегулирования вагонной составляющей тарифа для ОАО РЖД, то есть не позволить монополии самой устанавливать плату за аренду вагонов. Но при жестком тарифе, который сейчас почти втрое выше рыночных ставок, ОАО РЖД не может конкурировать с частниками и идея теряет смысл.
"Ъ" удалось ознакомиться с письмом НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" от 13 марта к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, где обсуждается передача в аренду ОАО РЖД парка универсальных вагонов. В документе говорится, что передача возможна только без дерегулирования вагонной составляющей или введения ценового коридора, на чем настаивает ОАО РЖД. Иначе, уверены в СОЖТ, монополия снизит ставки и разбалансирует рынок в свою пользу.
ОАО РЖД не первый год просит правительство утвердить для монополии свободное ценообразование. В последний раз эту тему подняли в феврале, когда на фоне избытка предложения в очередной раз встала тема передачи частных вагонов в управление монополии. При дерегулировании тарифа и наличии парка вагонов ОАО РЖД сможет работать на рынке на тех же условиях, что и частные операторы. Сейчас компания, у которой лишь около 50 тыс. вагонов, вынуждена ориентироваться на тарифный прейскурант 10-01, где ставки выше рыночных. По прейскуранту суточная стоимость аренды полувагона выше 1,2 тыс. руб., тогда как средняя доходность частных операторов сейчас -- примерно 450 руб. в сутки.
В этом году в Минтрансе прошло уже несколько совещаний на тему консолидации парка под управлением ОАО РЖД на три-пять лет. По данным "Ъ", на это готовы Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, Федеральная грузовая компания (ФГК, дочерняя структура ОАО РЖД) и "Нефтетранссервис" (НТС). Они уже вели переговоры с монополией в 2014 году, но схему заблокировал Аркадий Дворкович со ссылкой на то, что это противоречит реформе отрасли.
Сейчас, по словам источников "Ъ", процесс тормозят сразу несколько факторов, например "нежелание ОАО РЖД связываться с чужими вагонами без дерегулирования ставки, и неясность позиции правительства, которое, похоже, по-прежнему против". В аппарате господина Дворковича "Ъ" подтвердили, что отрицательно смотрят на возможность передачи частного парка ОАО РЖД. В монополии от комментариев отказались. Один из собеседников "Ъ" среди крупных операторов сомневается, что идея будет реализована.
По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, без дерегулирования вагонной составляющей ОАО РЖД нет смысла забирать вагоны. Он добавляет, что при передаче парка возникает конфликт интересов, монополия окажется "в безоговорочно лучших условиях" -- как по цене, так и в технологическом отношении: ее вагоны смогут проезжать быстрее других. В итоге, считает эксперт, "рынок может быть разрушен".
Юлия Галлямова




SIA.RU: Главное