Пока глава американской ExxonMobil Рекс Тиллерсон обходил кабинеты российских министров, пытаясь вернуть около $500 млн, переплаченных в бюджет страны, другая крупнейшая американская корпорация -- General Motors неожиданно свернула почти все проекты в РФ. Сохранится только СП с АвтоВАЗом, в остальном концерн будет продавать лишь импортные машины премиального сегмента -- линейку Cadillac и дорогие Chevrolet. Opel полностью уйдет с российского рынка. Остальные крупные автоконцерны заявляют, что покидать страну не планируют, но и GM опровергал такие планы до последнего.
Вчера General Motors объявил о реструктуризации бизнеса в России. Компания закроет почти все производственные площадки в стране. Сборка на калининградском "Автоторе" остановлена в феврале, на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде прекратится до конца года, на основном заводе в Петербурге со вчерашнего дня не работают главные линии, до июня продолжится лишь крупноузловая сборка. Затем он будет законсервирован. Сохранится лишь GM-АвтоВАЗ, но проект создания новой Chevrolet Niva заморозят.
В пресс-релизе компании приводятся слова гендиректора Opel Group Карла Томаса Ноймана о том, что автомобилям GM так и не удалось достичь "достаточного" уровня локализации в России, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций. Текущий уровень локализации в GM не раскрывают. Соглашение о промсборке, заключенное автоконцерном с властями России, предполагало достижение 60% к 2020 году. Теперь оно "приостановлено". В результате GM потеряет льготы по импорту в страну компонентов, но зато освободится от каких-либо обязательств. По данным источников "Ъ", по условиям соглашения компания может возобновить работу в любой момент без каких-либо санкций. Планирует ли GM воспользоваться этим, в компании не комментируют.
Таким образом, GM теперь будет продавать в России только импортные машины, причем серьезно изменив модельный ряд. В нем останутся лишь автомобили премиум-класса -- вся линейка Cadillac плюс Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette.
Более дешевые Chevrolet, а также все Opel продаваться в стране не будут, что позволит "избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой".
Продажи GM в России в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин, доля на рынке снизилась на 1,7 процентного пункта, до 7,6%. Продажи Opel уменьшились на 20,2%, до 65 тыс. машин, Chevrolet -- на 29,5%, до 123,2 тыс. машин, Cadillac -- на 12,5%, до 1,3 тыс. машин. За январь--февраль продажи упали на 74,6%, до 8,4 тыс. машин, доля на рынке сократилась до 3,4%. Продажи Opel упали на 81,8%, до 2 тыс. машин, Chevrolet -- на 71,2%, до 6,3 тыс. машин, Cadillac -- на 59,3%, до 72 машин.
Затраты GM на реструктуризацию составят около $600 млн -- это расходы на "трансформацию" дилерской сети, отмену контрактов, увольнение сотрудников и распродажу стоков со скидками.
Президент "Фаворит Моторс" (дилер Chevrolet, Opel, Kia, Skoda и др.) Владимир Попов уверен, что решение американского концерна "чисто прагматичное": повысив более чем на 50% цены на продукцию, GM утратил конкурентоспособность по сравнению с Kia, Hyundai, Volkswagen и Nissan, тогда как соперничество в нише "очень жесткое".
Решение сосредоточиться на премиум-классе дилер считает правильным, поясняя, что здесь у Cadillac почти нет конкурентов -- например, Escalade продается от 4 млн руб., в то время как "одноклассник" Mercedes GL стоит от 7 млн руб., а Range Rover -- от 6 млн руб.
Сергей Литвиненко из PwC согласен, что GM может возобновить производство в России, но через 1,5-2 года -- тогда консалтинговая компания ожидает роста рынка.
В то же время ряд собеседников "Ъ" на рынке полагают, что резкий шаг GM имеет "политическую подоплеку, которая прикрывается экономикой".
Слухи о закрытии завода GM в Петербурге по политическим причинам возникли еще осенью, региональные чиновники ждали "показательного ухода". Владимир Попов подтвердил "Ъ", что концерн начал "всерьез задумываться" над "реструктуризацией" еще полгода назад. Но в самом GM подобные слухи жестко опровергали до последнего. Вчера источники "Ъ" говорили, что в "похожей ситуации" в плане продаж находится американский Ford, где все аналогии опровергли. Один из собеседников "Ъ" добавляет, что уже заморожены продажи Fiat. В дилерском центре "Мейджор Авто" менеджер по продажам предложил купить автомобили Fiat 2013 и 2014 года, признав, что поставок новых машин пока не предвидится "из-за экономической ситуации". Заказать у производителя машину можно, "но когда он их поставит -- непонятно".
Спекуляции вокруг возможных политических причин действий GM усугубило то, что объявление концерна совпало по времени с также проблемным для России визитом главы бывшего стратегического партнера "Роснефти" американской ExxonMobil Рекса Тиллерсона. Топ-менеджер вчера встретился с вице-премьером Аркадием Дворковичем, министром финансов Антоном Силуановым, министром энергетики Александром Новаком и президентом "Роснефти" Игорем Сечиным. По словам источников "Ъ", обсуждалось снижение ставки налога на прибыль для проекта "Сахалин-1" (ExxonMobil владеет 30% и является оператором, еще 30% -- у японской Sodeco, по 20% -- у "Роснефти" и индийской ONGC) с 35% до 20% и возврат порядка $500 млн, переплаченных за последние шесть лет в бюджеты РФ и Сахалинской области. Официально итоги переговоров вчера ни одна из сторон не комментировала.
Яна Циноева, Кирилл Мельников




SIA.RU: Главное