После двукратного подорожания кредитов на приобретение и обслуживание самолетов из-за роста ключевой ставки ЦБ правительство решило повысить спрос на российские самолеты за счет субсидий. Минпромторг готов выделить лизинговым компаниям 3,6 млрд руб. субсидий, в том числе на операционный лизинг.
Правительство изменило условия субсидирования процентных ставок по кредитам лизинговых компаний на покупку отечественных самолетов, говорится в опубликованном вчера постановлении. Льготы для лизингодателей распространены теперь не только на финансовый, но и на операционный лизинг, а максимальный размер субсидии привязан к ключевой ставке ЦБ (сейчас 14% годовых) -- по кредитам, полученным в 2015 году, она не превысит 0,9% от 14% годовых. До сих пор субсидии составляли 0,9% от ставки рефинансирования ЦБ (8,25%). Таким образом, постановление увеличивает размер субсидирования в 1,7 раза, до 12,6%. В Минпромторге "Ъ" сообщили, что в текущем году на эти цели в бюджете предусмотрено 3,6 млрд руб.
В материалах правительства поясняется, что "из-за двукратного удорожания кредитов расходы на обслуживание любых сделок по покупке и лизингу самолетов становятся убыточными", что грозит свертыванием текущих программ, прежде всего по SSJ 100. Сейчас лизинговые компании получают субсидии по ранее привлеченным кредитам на покупку более 40 самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, SSJ 100, Ан-148 на условиях финансового лизинга.
Представитель лизинговой "Ильюшин Финанс Ко" считает, что благодаря операционному лизингу "авиакомпании смогут получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования". Если со временем ситуация на рынке авиаперевозок изменится, взятые самолеты можно будет сдать, обменяв на суда, например, с другой вместимостью.
Крупнейшим эксплуатантом отечественной техники -- SSJ 100 -- является группа "Аэрофлот", которая поддержала инициативу. Источник "Ъ" в авиакомпании напомнил, что пока все меры господдержки, разработанные для стимулирования обновления парка, не распространялись на SSJ 100. Компания с 2011 года получает эти самолеты на условиях оперлизинга. Но условиями всех ранее разработанных постановлений фактически нельзя было воспользоваться -- одно из них действует только для судов, поставленных авиакомпаниям до 2010 года включительно, а другое не распространяется на новые суда, полученные в оперлизинг. Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что привязка к ключевой ставке вместо ставки рефинансирования более актуальна для новых сделок, но лизинговые компании на этом не заработают -- лишь минимизируют потери.
Елизавета Кузнецова




SIA.RU: Главное