Новости

Утилизационный сбор на авто может вырасти на 20-25%

Правительство нашло новый способ поддержать отечественных производителей автомобилей и заодно пополнить бюджет. Как стало известно "Ъ", утилизационный сбор, который взимается с автоконцернов, может вырасти на 20-25%. Пострадать должны только импортеры, российским игрокам сбор компенсируется.

Правительство рассматривает возможность индексации утилизационного сбора на автомобили из-за девальвации рубля и роста инфляции, рассказали источники "Ъ" в отрасли. Вопрос поднимался на нескольких совещаниях по мерам поддержки автопрома в начале года, а сейчас прорабатывается на уровне Минпромторга. По данным собеседников "Ъ", падение рубля привело к снижению доли утилизационного сбора в таможенной стоимости автомобиля с 10-15% в 2012-2013 годах до 2-7%. В итоге "де-факто существенно снизился уровень нетарифной защиты внутреннего производства от импорта". Дополнительные доходы от индексации могут пойти на меры поддержки авторынка, например, в рамках программы льготного лизинга, на которую в этом году предусмотрено лишь 2 млрд руб. бюджетных средств, полагает один из источников "Ъ".

Источники "Ъ" говорят, что индексация может быть рассчитана на базе роста курсов доллара и евро к рублю или потребительской инфляции. С сентября доллар к рублю вырос на 57%, евро -- на 30%.

Инфляция по индексу потребительских цен к концу года прогнозируется на уровне 12%. Один из собеседников "Ъ" полагает, что сбор вырастет на 20-25%.

Под давлением ЕС, США и Японии, которые инициировали разбирательство в ВТО с Россией из-за неравных условий уплаты сбора, с 2014 года он распространен и на автопроизводителей, работающих в стране. Это позволило "заморозить" спор в ВТО на уровне панели арбитров. Но правительство нашло способ косвенно компенсировать затраты российскими автозаводам за счет промышленных субсидий, которые начали выплачиваться с 2014 года. Сколько принесла уплата сбора бюджету, пока не известно, в 2013 году правительство рассчитывало, что импортеры будут платить в среднем 54 млрд руб. в год.

Собеседники "Ъ" подчеркивают, что "без индексации сбора его значение фактически нивелируется", ведь цены на импортные автомобили выросли с сентября 2014 года в среднем 20-25%, по ряду брендов -- на 45-50%, а сбор не изменился. Впрочем, несколько источников в автоконцернах признают, что ослабление рубля "уже само по себе является эффективной защитной от импорта".

Впрочем, индексация сбора может обернуться проблемами для самих российских производителей. Во-первых, его повышение потребует пропорционального увеличения промышленных субсидий, а "в условиях сокращения расходов бюджета с этим могут возникнуть сложности". Кроме того, повышение сбора может вызвать дополнительные вопросы ВТО и "активизацию разбирательств", признают источники "Ъ".

Владимир Беспалов из "ВТБ капитала" согласен, что индексация сбора "явно направлена на поддержку российского автопрома" и может вызвать "определенные вопросы" в рамках ВТО. Но, полагает аналитик, основных правил игры на авторынке страны она не меняет, "поэтому вряд ли России грозят новые разбирательства".

Егор Попов, Яна Циноева, Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное