Падение спроса на автомобили ощутимо ударило по автопроизводствам Калужской области. Заводы Volkswagen, Citroen, Peugeot, Mitsubishi и Volvo вынуждены остановить конвейер или объявить о сокращении персонала. Масштабные планы по оптимизации штата категорически не устраивают профсоюзы: они намерены добиваться в судах восстановления работников и не исключают акций протеста. Калужский губернатор Анатолий Артамонов, который увеличил долю автопрома в общем объеме промышленного производства области до 42%, призывает проявить лояльность к иностранным инвесторам, а провокаторам на митингах обещает дать "по зубам".
Информация о сокращении персонала на одном из флагманских автопроизводств Калужской области -- заводе "ПСМА Рус", который выпускает автомобили Citroen, Peugeot и Mitsubishi, в начале прошлой недели поступила от местных профактивистов. Официально эти данные не подтверждались. "Сокращать будут в первую очередь тех, кто работает на "ПСМА Рус" по срочным трудовым договорам,-- рассказывает "Ъ" активист межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" (МПРА) в Калуге Дмитрий Кожнев.-- Таких работников, по нашим оценкам, 40% от общего количества сотрудников завода -- человек 600. Многие из них на грани увольнения". По словам профактивиста, руководство "ПСМА Рус" решило оформлять сотрудников именно по срочным трудовым договорам около двух лет назад: сначала людей трудоустраивали на три месяца или полгода, если не было нареканий, договор продлевали, многим -- по несколько раз. Тут Дмитрий Кожнев прерывает разговор, чтобы ответить на телефонный звонок. "Уволили? Ты подписал уведомление? Ничего не подписывай или напиши, что категорически не согласен,-- говорит он.-- Ну вот видите: началось!"
Публично об оптимизации производства руководство "ПСМА Рус" сообщило поздним вечером 26 марта -- после того как завод запустил процедуру сокращения сотрудников. Как рассказал "Ъ" директор завода Жан-Кристоф Маршаль, предприятие не будет продлевать договор со ста "срочниками". Всего, по данным господина Маршаля, примерно 15% сотрудников производства работает по срочным трудовым договорам. Из-за падения спроса на автомобили "ПСМА Рус" с 27 апреля по 10 июля 2015 года планирует приостановить производство моделей Citroen C4 седан и Peugeot 408. "В это время сотрудникам в соответствии с российским законодательством будут выплачиваться две трети от среднемесячной зарплаты",-- заверил господин Маршаль. Частично простой затронет и линии, на которых производятся внедорожники (предприятие производит Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport). Но в мае 2015 года, говорят на заводе, простой должен закончиться.
Сверхсрочная служба отменяется
Проблемы в связи с кризисом возникли не только у "ПСМА Рус". Другой автоконцерн -- Volkswagen, базирующийся в Калужской области, сообщил об оптимизации производства за несколько дней до того, как это сделал "ПСМА Рус". С апреля по июль, рассказали "Ъ" в Volkswagen Group, работа завода в Калуге будет сокращена по пятницам на условиях простоя (по закону во время простоя работникам должны выплачиваться две трети от средней зарплаты). В мае простой придется на две "короткие" праздничные недели (5-8 мая, 12-15 мая). При этом в мае же завод будет работать не в три, а в две смены.
В Volkswagen дают понять, что большинство невостребованных сотрудников планируется перебросить на другие производства концерна. Например, на новый центральный склад запасных частей и аксессуаров в подмосковном Чехове, открытие которого запланировано на второй квартал 2015 года. В пресс-службе компании отметили, что перейти на склады в Чехове и новый двигательный завод в Калуге предложат только тем, "чья квалификация соответствует имеющимся вакансиям". Тем же, кто готов уйти с завода добровольно, по соглашению сторон, концерн готов предоставить внушительную компенсацию. В МПРА утверждают, что сотрудникам предлагают уволиться "за шесть окладов", но предложение действует до конца апреля.
Еще более серьезные проблемы на заводе Volvo, который производит в Калуге грузовики. 11 февраля 2015 года предприятие временно приостановило производство. Там сокращено, по официальным данным, около 30% сотрудников, то есть более 200 человек. При этом когда завод возобновит работу, неизвестно.
Автопром съехал с маршрута
С открытием завода Volkswagen (2007 год) и завода Volvo (2009 год) началось превращение Калужской области из дотационного субъекта РФ в региональный инвестиционный центр.
Губернатор Анатолий Артамонов (во главе области -- 15 лет), рассказали "Ъ" местные чиновники и депутаты, поставил задачу привлечь в область иностранных инвесторов для экономического скачка. Ради привлечения зарубежного капитала инвесторам позволили не платить налог на прибыль, область подготовила площадки для предприятий, подвела к ним коммуникации и построила дороги. Инвесторам оставалось возвести цеха, запустить производство и наладить сбыт. Успех первых заводов в Калужской области породил волну: уже в 2010 году свое производство развернули Citroen, Peugeot и Mitsubishi, открылся завод автокомплектующих Benteler.
Калужская область вырвалась в лидеры по многим экономическим показателям. Так, согласно официальным данным, с 2000 по 2013 год регион в 11 раз увеличил приток инвестиций. С 2006 года в промышленность было привлечено 440 млрд руб. "В прошлом году мы поставили рекорд -- перешли отметку в 100 млрд руб. инвестиций за год",-- с гордостью рассказывает "Ъ" Анатолий Артамонов. По объему инвестиций на душу населения Калужская область занимает первое место среди регионов Центрального федерального округа.
Доля автопрома в общем объеме областного промышленного производства с каждым годом увеличивалась. Если в 2007 году она составляла 0,9%, то в 2014 году этот показатель достиг уже 42%.
Увеличивалось и число занятых в автопроизводстве: если в 2007 году было 898 человек, то в 2014-м -- уже 11 759. В прошлом году автопроизводители перечислили в бюджеты всех уровней более 11,5 млрд руб.
Кризис, впрочем, серьезно скорректирует эту статистику. По словам губернатора, падение спроса в первую очередь ударило по производству грузовиков: в этом году оно уже сократилось на 60%. Падение производства легковых автомобилей не такое сильное.
При этом губернатор уверен, что область не должна сильно пострадать: "Только в этом году у нас откроется 14 крупных предприятий, на которых будет создано 3,5 тыс. новых рабочих мест. Мы работаем с турками, с китайцами. Я всегда ставил задачу диверсифицировать экономику". Всего инвесторы должны вложить в реализацию проектов в 2015 году, по расчетам властей, 62 млрд руб.
Убыток из-за падения спроса на автомобили область планирует восполнить ростом фармацевтического производства, металлургической и пищевой промышленности, производства стройматериалов.
Профсоюзы жмут на тормоз
Масштабное развитие автопроизводства в регионе сопровождалось появлением сильных независимых профсоюзов. "Поначалу на заводе Volkswagen зарплата составляла от 8 тыс. до 10 тыс. руб.,-- рассказывает "Ъ" лидер отделения МПРА в Калужской области Дмитрий Трудовой.-- Сейчас уже около 30 тыс. руб.". Заслуги профлидер приписывает эффективной работе профсоюза, который довел численность своих членов только на Volkswagen до 1,5 тыс. человек.
Активизация деятельности профсоюзных активистов в последние недели привела к конфликту с властями. 21 марта 2015 года сотрудники полиции оцепили офис МПРА, где члены профсоюза обсуждали планы заводов по сокращению персонала. Активистов (по данным МПРА, 15 человек) доставили в отделение полиции, чтобы, по официальной информации, опросить по факту ограбления. "С нами беседовали сотрудники регионального Центра по противодействию экстремизму, которые почему-то не задавали вопросы про ограбление, а интересовались, когда, к примеру, мы будем проводить митинг, некоторых даже дактилоскопировали",-- рассказывает задержанный тогда Дмитрий Кожнев. Он считает, что визит полиции -- сигнал профсоюзам: "Мол, не надо поднимать волну". Губернатор области интерес центра "Э" к профактивистам комментировать отказался. "Это будет вмешательство в дела следствия",-- сказал он "Ъ".
Тем не менее, подчеркивают в МПРА, борьба за права работников будет продолжена. Опрошенные "Ъ" сотрудники "ПСМА Рус", с которыми не продлили срочный договор, собираются судиться с администрацией завода. В этом им помогут юристы МПРА. Шансы на победу в профсоюзе оценивают как высокие, ссылаясь на созданный прецедент. В феврале 2015 года Калужский областной суд постановил восстановить на заводе "ПСМА Рус" сборщиков автомобилей Ольгу Ямщикову и Кристину Ильину. Предприятие отказалось продлевать с ними срочные договоры, но сотрудницы, интересы которых представляли юристы МПРА, доказали, что завод действовал незаконно. Дело в том, поясняют профлидеры, что, согласно 58-й статье Трудового кодекса, если хотя бы раз работодатель продлил срочный трудовой договор, он становится бессрочным.
У областных властей свой взгляд на то, как должны решаться трудовые споры во время кризиса. "Нам сейчас нужно по отношению к участникам экономической деятельности вести себя предельно корректно, проявлять соучастие, чтобы у инвесторов не наступило разочарования,-- говорит Анатолий Артамонов.-- Инвесторам и так тяжело, и так они не знают, как выкрутиться из ситуации и свести концы с концами, а мы еще им удар в спину будем наносить". К митингам губернатор готов, но провокаций не потерпит: "Самое главное, чтобы на этот митинг не везли никого из других регионов, вот это мы отследим. И за это организаторы "по зубам" могут получить запросто, причем на законных основаниях. Если своих не найдут и привезут из других регионов -- якобы это работники предприятия,-- получат надежный отпор".
Вячеслав Козлов




SIA.RU: Главное