О том, что ОВК готовится к проведению IPO, следует из проспекта, размещенного на сайте компании. К размещению на Московской бирже будет предложено 5,556 млн новых акций номиналом 1 руб., организатором назначен брокерский дом "Открытие". Цена и сроки размещения пока не указываются, в ОВК от комментариев отказались. Но, по данным "Ъ", размещение может пройти уже в ближайшее время.
ОВК основана в 2011 году группой ИСТ (по данным СПАРК, контроль идет через кипрскую Rail1520 Cyprus Management Сompany Ltd) и объединяет весь вагонный бизнес холдинга. В состав ОВК входит Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), лизинговая компания Rail1520, железнодорожный оператор "Восток1520" и сервисные депо. До конца 2014 года ОВК выполняла лишь функции управляющей компании, а в декабре стала собственником активов. В 2013 году выручка ОВК по МСФО составляла лишь 396,8 млн руб. (чистая прибыль -- 17 млн руб., долг -- 102 млн руб.), за девять месяцев 2014 года -- 455,7 млн руб. (долг -- 58,4 млн руб.). ТВСЗ -- второй производитель грузовых вагонов в России. В 2015 году завод планирует выпустить свыше 13 тыс. вагонов, но большую часть, как и в 2012-2014 годах, выкупит Rail1520: сейчас у компании 14,6 тыс. вагонов, а с учетом других активов у ОВК 20 тыс. вагонов.
При этом в начале марта ОВК увеличила уставный капитал с 10 тыс. до 100 млн руб. (по уставу компания вправе разместить акции еще на 100 млн руб.). Исходя из этого ОВК планирует предложить инвесторам только 5,5% акций. Источник "Ъ" на рынке говорит, что у ММВБ нет требований по размеру капитала при размещении, он предполагает, что это может указывать на планы ОВК также разместить на бирже часть уже выпущенных бумаг. Артем Кислюк из RMG также считает, что смысла в размещении 5,5% акций нет. Вряд ли такой пакет заинтересует инвесторов: продать его можно лишь с большим дисконтом, ведь рычагов давления на мажоритарного акционера не будет, для этого необходимо не менее 25%, полагает аналитик.
Артем Кислюк говорит, что экономическая ситуация не очень благоприятна для IPO, тем более в вагоностроении. Вполне возможно, что компании будет непросто получить интересные мультипликаторы и убедить инвесторов в благоприятным прогнозах по рынку вагонов, считает он. Тяжелая ситуация в отрасли признается и в проспекте ОВК.
Но компания рассчитывает, что спрос на инновационные вагоны (субсидируются государством) будет расти, так как доходность по ним выше, чем у обычных: 500-600 руб. в сутки за вагон против 400-450 руб. Кроме того, по оценке ОВК, в ближайшие три года на российском рынке будет списано 282 тыс. вагонов.
Юлия Галлямова




SIA.RU: Главное