Новости

Кто бы ни победил на выборах в Британии, отношение к России там лучше не станет

В Великобритании вчера состоялись парламентские выборы — самые непредсказуемые за последние десятилетия. Первые результаты появились поздно ночью, однако заранее было ясно: явного победителя не будет. Кто именно — консерватор Дэвид Кэмерон или лейборист Эд Милибанд — возглавит правительство, станет известно по итогам переговоров о формировании коалиции, которые начнутся уже сегодня. Решающую роль при этом сыграют малые партии. В Москве за ходом переговоров будут следить отстраненно: каким бы ни оказался их итог, курс Британии в отношении РФ останется прежним.

Предвыборная кампания, продлившаяся месяц с небольшим, так и не выявила фаворита гонки за кресла в британской Палате общин. Итоговые соцопросы показывали, что разрыв между консерваторами и лейбористами не превышает 1%. При этом данные о том, кто именно лидирует, расходились. За счет мажоритарной системы соратники премьера Кэмерона могли рассчитывать на большее число мест (275-280 против 265-270 у лейбористов). Впрочем, о контроле над парламентом они не могли и мечтать -- для этого нужно 323 мандата. Третье место социологи прочили Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), а четвертое -- либерал-демократам, которые до вчерашних выборов входили в правящую коалицию на правах третьей по значимости политической силы страны.

"В истории Британии ничего подобного раньше не было,-- заявил "Ъ" редактор газеты London Evening Standard Мартин Бентхам.-- Предыдущие выборы ознаменовали собой окончательное падение двухпартийной системы, сейчас же уже можно говорить о полноценной многопартийности".

Опрошенные "Ъ" британские эксперты вчера не брались делать прогнозы по поводу будущего правительства -- победитель станет известен не после подведения итогов голосования, а по завершении непростых переговоров между партиями. Британские букмекеры накануне выборов ставили на то, что премьером останется Дэвид Кэмерон -- он может возглавить правительство меньшинства или сформировать коалицию (в нее, в частности, пригласят UKIP). В команде Эда Милибанда могут рассчитывать на поддержку зеленых. Решающее же слово останется за либерал-демократами (до голосования они давали понять, что готовы рассмотреть любые варианты альянсов) и региональными партиями -- североирландскими юнионистами, а также националистами Шотландии и Уэльса.

Следующий парламент и правительство Британии будут крайне неустойчивыми. Принятие любого законопроекта, вызывающего дискуссии и споры, окажется непростой задачей. Так или иначе, от того, каким будет новое правительство, зависит дальнейший курс страны. В ходе предвыборной кампании ключевой темой была экономика. Все основные партии заявляли в качестве своей цели сокращение дефицита бюджета (5% ВВП) и государственного долга (£1,6 трлн).

Политическая неопределенность уже отразилась на экономической ситуации в стране. По данным британской консалтинговой компании CrossBorder Capital, за последние 15 месяцев из страны было выведено $356 млрд, причем ситуация резко усугубилась весной.

Среди причин называются не только выборы, по итогам которых может усилиться дрейф Британии от Евросоюза (это произойдет в случае коалиции консерваторов и UKIP), но и вывод капиталов россиянами, которые опасаются расширения санкций.

Для России смена британского правительства действительно не сулит серьезных изменений. Хотя Дэвид Кэмерон -- один из самых жестких критиков Москвы среди лидеров европейских стран, лейбористы и либерал-демократы от него не отстают (см. справку). Таким образом, надеяться, что Великобритания, обретя новое правительство, перейдет в разряд добрых полицейских, руководству РФ не приходится.

Павел Тарасенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное