Ждать чуда от российского авторынка в этом году наивно. Однако каждый месяц находятся люди, которые с замиранием сердца следят за каждым сообщением АЕБ или "Автостата" в надежде увидеть перелом тренда и сигнал о конце кризиса. Посмотрим правде в глаза: на волне девальвационного ажиотажа в конце 2014 года большинство россиян закрыли для себя этот "гештальт" как минимум на три года. Примерно за такой срок принято менять у нас автомобиль. А с учетом того, что доходы населения падают, машины могут попридержать и дольше.
Поэтому едва ли рынок нащупает дно в 2015 году. Или нет?
По данным "Автостата" за апрель, падение продаж легковых автомобилей затормозилось до 49% (54% в марте). Объяснить это легко: в апреле 2014 года начался спад продаж, вызванный торможением экономики. Нынешний отскок -- это эффект низкой базы почти в чистом виде. Позитив будет продолжаться до августа-сентября. В прошлом году в это время падение продаж добралось до 26% и начался всем известный ажиотаж. И если не случится настоящего чуда вроде $200 за баррель и ревальвации рубля, то к зиме рынок может снова упасть на 50% и даже больше.
Главная интрига -- какие цифры сможет терпеть бизнес. GM падения продаж по ряду марок (в первую очередь Opel) на 80% оказалось достаточно, чтобы уйти с рынка.
Читайте также:
В зоне риска -- Peugeot, Mitsubishi и Citroen, а также Honda, Ford и Suzuki: их продажи тоже просели на 70-80%. Кризис не обошел стороной даже люксовые марки: растут продажи только у Porsche (плюс 27% в марте). А вот падение на 40% для BMW уже стало поводом заморозить планы по строительству нового завода в Калининграде.
Государство пытается помочь, но пока только избавляет от очевидных рисков. Например, в Минэкономики придумали делать поправку на курс рубля при расчете уровня локализации. Сейчас он высчитывается исходя из таможенной стоимости ввезенных автокомпонентов. Здорово, но все прекрасно понимают, что при 15-процентных пошлинах на импортные запчасти строить в России заводы нерентабельно.