Новости

Абонентская база разболталась. Сотовые операторы впервые не показали квартального прироста

Впервые в истории по итогам первого квартала никто из российских сотовых операторов не показал чистого прироста абонентской базы, утверждает ACM-Consulting. При этом общие продажи сим-карт не падают -- дело в росте оттока абонентов. Объяснением такой статистики может быть совокупность факторов: это перенасыщенность рынка, о которой уже давно говорят сами операторы; сезонность, когда услугами связи перестает пользоваться часть абонентов, привлеченных в ходе маркетинговых акций перед Новым годом; а также отток трудовых мигрантов.

По итогам первого квартала 2015 года общее число сотовых абонентов в России снизилось на 0,8% по сравнению с показателем конца прошлого года, до 238,35 млн клиентов, следует из опубликованного вчера отчета ACM-Consulting. Никто из операторов не показал чистого прироста (разница между количеством абонентов на конец и начало квартала) в Москве. В Санкт-Петербурге единственным, у кого был прирост, оказался "МегаФон", в других регионах -- МТС. В целом по стране никто из операторов не показал чистого прироста -- это прецедент, указывает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

Общее количество абонентов в первом квартале снижается несколько последних лет. Однако в 2013 году чистый прирост по России показала МТС, а в 2012 году -- региональные операторы, в первую очередь "Tele2 Россия" (после объединения с мобильными активами "Ростелекома" в прошлом году -- "Т2 РТК Холдинг").

На итоги первого квартала традиционно оказывает влияние сезонный фактор -- услугами перестает пользоваться часть абонентов, привлеченных в ходе маркетинговых акций перед Новым годом, отмечает господин Погребинский. "При этом общие продажи сим-карт в первом квартале 2015 года остались на уровне того же периода 2014 года, то есть негативную статистику спровоцировал рост оттока абонентов",-- говорит Антон Погребинский.

Доминирующей причины такой статистики нет, отмечают представители крупнейших операторов связи. Безусловно, имеет место сезонный фактор, соглашаются в МТС, "МегаФоне", "Вымпелкоме" и "Т2 РТК Холдинге". "Была коррекция после экстраординарно высоких новогодних продаж, когда абоненты покупали новые гаджеты вместе с сим-картами",-- добавляет представитель МТС Дмитрий Солодовников, оговариваясь, что у оператора уровень продаж новых контрактов был таким же, как и в 2014 году. "МТС давно вышла из гонки низкомаржинальных подключений и наращивает абонентскую базу за счет низкого оттока и качественных продаж контрактов. Отток абонентов МТС по итогам первого квартала 2015 года стабилен в годовом исчислении -- 10,1%, а в квартальном -- сократился почти на 1 п. п.",-- утверждает он. "МегаФон" показатель оттока не раскрывает, абонентская база оператора в первом квартале увеличилась на 1,9 млн новых пользователей по сравнению с показателем первого квартала 2014 года.

"Вымпелком" по сравнению с первым кварталом 2014 года показал снижение оттока на 5 п. п., до 63%, и рост абонентской базы на 0,7 млн человек, говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева. По ее мнению, операторы стали более консервативно подходить в своей отчетности к активной абонентской базе, что может поспособствовать оздоровлению рынка, в том числе продаж.

Анна Балашова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное