-- Какие сейчас главные проблемы у автодилеров?
-- Самое главное -- безусловно, спад продаж. При этом привлечение заемных средств остается очень дорогим. Банки неохотно опускают процентную ставку вслед за ключевой ставкой ЦБ.
-- На рынке уже рассказывают о случаях, когда банки требовали от дилеров досрочно погасить кредиты. Компании начали нарушать ковенанты?
-- Мы с такими проблемами не сталкивались. Подобная информация не является публичной, но, насколько мне известно, были единичные прецеденты. Впрочем, я бы не стал говорить об этом как о рыночной тенденции.
-- В вашем портфеле брендов есть и коммерческий транспорт. Какие особенности вы можете выделить в работе с этим сегментом в кризис?
-- Структура спроса на рынке грузового транспорта в целом отлична от спроса в легковом сегменте. Здесь клиенты решительно отказываются менять парк, если предложение не устраивает их по цене. Они просто отменяют свои инвестиционные планы, ремонтируют имеющийся парк и эксплуатируют его дальше. Кроме того, помимо существенного падения самих продаж мало- и среднетоннажного грузового транспорта, в кризис проявился и спад машино-заездов в сервис. Ведь в основном такую технику покупает либо средний бизнес, либо индивидуальные предприниматели, а у них сейчас сократились объемы заказов, пробеги, и межсервисный интервал по времени удлинился. Так у нас сократился еще один источник дохода, который обычно сохраняется в легковом сегменте.
-- Насколько эффективна господдержка авторынка? Несмотря на нее, с начала года продажи стабилизировались на низком уровне.
-- Сложно говорить о конкретных процентах эффективности, но господдержка влияет на продажи. Если бы не программа утилизации и субсидирование ставки по автокредитам, то снижение продаж было бы значительнее, особенно в коммерческом сегменте.
-- А производители поддерживают своих дилеров?
-- Импортеры стараются сохранить и поддержать свою сеть настолько, насколько у них хватает собственных ресурсов. Достаточно распространенным стало согласование обновленных, пониженных планов продаж, примерно на 5-10%. Это весомая поддержка -- несокращение планов ведет к гарантированной потере бонусов и, соответственно, маржинальности дилеров.
-- Деформировалась ли дилерская маржа за время кризиса?
-- На самом деле ее уровень сокращается уже несколько лет. Фактически масштаб дилерских сетей не изменяется, а спрос, увы, сокращается. Поэтому конкуренция растет, идут ценовые войны, и, несмотря на многочисленные акции импортеров, мы все вынуждены давать скидки за счет собственной маржи.
-- А машин по старым, "додевальвационным" ценам уже нет в принципе?
-- На рынке их осталось немного, и эта проблема к концу июня, скорее всего, перестанет существовать.
-- Как реформируется дилерская сеть в ближайшее время?
Читайте также:
-- В начало следующего года мы выйдем с несколько иной структурой автобизнеса. Например, по моей информации, в Москве очень многие владельцы дилерских центров думают о продаже своего бизнеса. У кого-то проблемы с экономикой, а кто-то просто устал непрерывно находиться в стагнации, без очевидных перспектив и с не очень понятной позицией государства по поводу дальнейшей поддержки автобизнеса. Принимаются краткосрочные и среднесрочные меры, они весьма эффективны, но долгосрочной стратегии поддержки автопрома пока нет. Очевидно, будут потери, консолидация рынка неизбежна.
-- Что будет происходить с автопродажами в ближайшей перспективе, пройдено ли дно падения?
-- Я думаю, что мы идем по самому дну, но постепенно приближаемся к моменту рыночного подъема. Июнь уже гораздо более успешный, чем май. Вторая половина года будет несколько лучше. Делаю ставку на стабилизацию курса и на хоть и небольшой отложенный спрос, сформировавшийся за время скачков цен на машины. К тому же осенью наверняка будет сезонное оживление спроса, а к Новому году начнутся традиционные распродажи.
Новости
"Будут потери, консолидация рынка неизбежна"
Первый зампред правления ГК "АвтоСпецЦентр" ВАЛЕРИЙ МАКАЕВ рассказал "Ъ" о грядущих изменениях российской дилерской отрасли и трудностях работы с коммерческим транспортом в кризис.
14 января 2022
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
Смотрите также:
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
-
14января
2022Прогноз: российский авторынок вырастет на 3% в 2022 годуОднако этого роста будет недостаточно, чтобы рынок достиг уровня 2019 года. -
14января
2022Прогноз: Дефицит на авторынке сохранится как минимум до середины 2022 годаС конца 2020 года на авторынке начал наблюдаться дефицит автомобилей: глобальная нехватка микрочипов, возникшая на фоне резкого восстановления спроса после пандемии, сказалась на объемах выпуска. -
14января
2022Банки ищут новые способы развития автокредитования из-за падения маржинальностиАвтокредитование становится все менее маржинальным. Сказываются дефицит автомобилей, рыночный диктат дилеров и инертность производителей, изменение поведения покупателей и их потребностей. -
21декабря
2021Авторынок возвращается в 1993 годНоябрьские продажи легковых автомобилей оказались худшими за всю историю наблюдений — с 1993 года. -
15декабря
2021Автодилеры не предложат традиционных предновогодних скидокЕсли в 2014 году речи о скидках не шло из-за ажиотажного спроса в результате девальвации рубля, то теперь дилеры мало что могут предложить клиентам из-за дефицита машин.