Чиновники могут лишить аэропорты одного из доходных видов бизнеса: с 1 июля ВИП-залы крупнейших аэропортов должны лишиться отдельных пунктов пограничного обслуживания. По данным "Ъ", на этом настояла ФСБ, заявив о незаконности таких услуг. В отрасли оценивают поступления от одного ВИП-зала в крупном аэропорту в среднем в 10 млн руб. в месяц. Перспектива потери доходов беспокоит аэропорты настолько, что к решению вопроса уже привлекли вице-премьера Аркадия Дворковича.
Как рассказали "Ъ" источники на рынке, с 1 июля в российских аэропортах должен измениться порядок пограничного обслуживания в ВИП-залах: паспортный контроль и предполетный досмотр их пассажиры теперь должны проходить в общем порядке. Соответствующее указание от ФСБ поступило в погранслужбы аэропортов, говорят собеседники "Ъ", в качестве причины указывалась "незаконность предоставляемых услуг". Проблема поднималась во вторник на совещании под председательством первого вице-премьера Аркадия Дворковича и с участием представителей крупнейших аэропортов и Росграницы. Пресс-секретарь господина Дворковича подтвердила факт совещания.
В Росгранице "Ъ" лишь пояснили, что ведомство не прекращало пограничный и таможенный контроль в ВИП-залах аэропортов, не уточнив, вносились ли изменения в процедуры. Однако на профильном портале заказа и бронирования ВИП-залов в аэропортах сообщается, что пассажиры по-прежнему могут зарегистрироваться и оформить багаж в ВИП-зале, но паспортный и предполетный контроль придется проходить в общем порядке. Из-за этого в аэропорт рекомендовано приезжать не менее чем за 1,5 часа до вылета.
Залы официальных лиц и делегаций существуют с советских времен, там обслуживаются лица, утвержденные в перечне управления делами президента РФ, официальные лица, представители правительства, министры и их зарубежные коллеги. Но в аэропортах работают и ВИП-залы, обслуживающие коммерческих пассажиров и корпоративных клиентов, им предоставляются отдельные пункты пограничного, таможенного и предполетного контроля, регистрация и оформление багажа на выделенных стойках. В Домодедово стоимость услуги составляет .250, во Внуково -- от 8-15 тыс. руб., в Шереметьево -- 11-13 тыс. руб. за один раз или 155-310 тыс. руб. в год.
Информацию о новом порядке "Ъ" подтвердили во Внуково. "С 1 июля в залах повышенной комфортности прекращено обслуживание пассажиров, вылетающих международными рейсами, за исключением тех, кто прислал заявки до уведомления",-- сообщила "Ъ" руководитель пресс-службы аэропорта Елена Крылова. Она уточнила, что во Внуково два зала повышенной комфортности (не считая бизнес-залов авиакомпаний за линией погранконтроля), ими пользуется порядка 15 тыс. человек в месяц.
Впрочем, пока ограничения ввели не все аэропорты. В Шереметьево "Ъ" заверили, что обслуживание пассажиров в ВИП-залах продолжается "в полном объеме", а в колл-центре VIP International (обладает эксклюзивным правом на обслуживание пассажиров в VIP-залах аэропорта) подтвердили, что услугу можно приобрести "без каких-либо ограничений". Один из собеседников "Ъ", близких к ситуации, объясняет, что Шереметьево добилось "некоторого компромисса". В ближайшие дни обслуживание ВИП-пассажиров "будет проводиться по отдельной договоренности с погранотрядом аэропорта", поясняет он. В Домодедово также утверждают, что изменений в регламент сервиса не вносилось.
Прекращение пограничного обслуживания в ВИП-залах может лишить аэропорты доходного бизнеса, заявил "Ъ" источник в одном из аэропортов.
"На фоне сокращения авиаперевозок и общего спада в отрасли такие решения выглядят как минимум странными. В результате могут быть сокращены до 500 человек из персонала аэропортов, а бюджет недосчитается налоговых отчислений до 1 млрд руб.",-- говорит собеседник "Ъ". В среднем доход от обслуживания пассажиров одного зала может превышать 10 млн руб. в месяц.
"ВИП-залы -- это изобретение советских времен, которое получило коммерческое развитие в российской действительности",-- отмечает глава Infomost Борис Рыбак.
В большинстве западных международных аэропортов прохождение паспортного контроля в отдельном зале не предусмотрено, поясняет эксперт, пассажиры первого и бизнес-класса лишь получают специальный ваучер и проходят все процедуры в ускоренном режиме в общем зале.
Елизавета Кузнецова




SIA.RU: Главное