-- Как вы попали в бизнес?
-- После института по распределению пошел работать на военный завод "Сапфир". Потом, когда Ельцин стал первым секретарем горкома партии, мы пошли к нему с инициативной группой из шести человек и предложили построить МЖК (молодежный жилой комплекс.-- "Ъ") "Сабурово". С жильем в Советском Союзе были проблемы.
-- То есть вы начинали с девелопмента, продаж квартир?
-- Нет, это не имеет к девелопменту никакого отношения. Это была специально созданная программа -- распределение и учет жилья для молодежи до 30-35 лет. Мы предложили работать в третью смену и по ночам построить себе квартиры. И мы собрали 5 тыс. человек и строили квартиры. Каждый человек увольнялся с работы и два года работал на производстве плит. Во всей стране давали по 5 метров на человека, а нам -- по 9. И Ельцин это дело одобрил. В итоге построили 3545 квартир.
Первый большой проект -- строительство школы: у нас было 35 первых классов. Огромная школа была, самая большая в Советском Союзе. Построили, впервые в истории, детские сады с бассейнами, сами спроектировали, цифровую станцию телефонную. Потом открыли там Инкомбанк. Собственно говоря, с этого все и началось. Появился банк, появилась возможность поставить туда одного нашего основателя, и вот тогда начал заниматься бизнесом, ушел с завода.
Мы выступали и в качестве меценатов в культуре. Можно сказать, что выступили спонсорами производства фильмов "Асса" и "Черная роза -- эмблема печали, красная роза -- эмблема любви" (режиссер -- Сергей Соловьев.-- "Ъ"). Также мы поддержали в свое время "Кинотавр".
-- Как долго вы занимались банковским бизнесом?
-- Банковским бизнесом я практически не занимался. Мы просто создали банк, после того как закончили строить МЖК "Сабурово" в 1991 году. Банк стал дальше развиваться, а я вот начал заниматься автомобилями.
-- Почему?
-- А потому, что банковский бизнес тогда казался вообще непонятным, и в то время в финансы шли троечники. А более способные шли в МГУ, МИФИ, Физтех.
-- Откуда у вас появился начальный капитал?
-- Ниоткуда, просто свои деньги взяли, и все. Купили-продали, зарабатывали и не тратили.
Я вам объясню, как было тогда. Инфляция была 200%. Вы покупаете сегодня "Жигули" за 10 руб., подождали чуть-чуть и продали за 20. А кредит тогда в банке можно было взять за 5% годовых. Вы за два месяца можете на две машины заработать. А дальше вкладывайте в бизнес, и это как пирамида, через год у вас будет там 1000%.
-- Кредит вы брали в Инкомбанке?
-- В Инкомбанке поначалу, потом в других банках.
-- В автобизнесе начинали с российских марок?
-- Да, с "ВАЗов", грузовиков "ЗИЛ". И "Москвичи" еще были, "Алеко".
-- А иностранные?
-- Первой маркой у нас была Kia. Мы были вторыми дилерами Kia в России, в мае 1995 года подписали контракт. Кстати, юбилей -- 20 лет назад мы начали продавать Kia. Это была компания Kia Russland -- называли себя русским, но компания была немецкая. Мы купили 50 микроавтобусов.
-- Как вы попали на "Автотор"?
-- В "Автотор" меня пригласили. В 1995 году мы начали продавать Kia, а в 1997 году у Владимира Ивановича Щербакова (основатель "Автотора".-- "Ъ") появилась идея начать собирать машины в Калининграде. И он меня пригласил к себе вице-президентом, заниматься созданием дилерской сети, продажей, закупкой машин. Я покупал машинокомплекты все, какие нужно цвета, модели, и потом мы через дилерскую сеть продавали. Я у него отработал до 1999 года. Был период, когда хотели начать премиум-бренд там собирать и решали, BMW или Mercedes. В итоге договорились с BMW.
Тогда была забавная история. В Австрии есть завод, где собирают Mercedes Gelandewagen, и мы подружились с его директором. Договорились, что будем собирать машины, он дал комплекты, мы их собрали, а это не было согласовано с Mercedes. Был большой скандал. Это было 16 лет назад, и тогда еще не было понимания дилерских стандартов в том ключе, как это принято сейчас, действовали по наитию.
-- Какой опыт вы получили на "Автоторе"?
-- Впервые там я постоянно общался с теми, кто понимает западные модели управления бизнесом. Как машины заказывают, как нужно модели разрабатывать, какая стратегия у какого бренда. У нас же все по блату раньше было, все бегали за продавцами, чтобы купить машину.
-- Чем зарубежный автобизнес отличается от российского?
-- Думаю, наши дилеры -- одни из лучших в мире. И уж точно лучше, чем в США. Уровень образования у них совсем другой. Там если на сто человек есть один с высшим образованием, то хорошо. У нас авторитейл считается престижным и интересным бизнесом, а там это считается чем-то ругательным.
Я считаю, что Америка убила автомобильный бизнес -- принципом, когда вы приходите в автосалон и начинаете торговлю. Придите в магазин Chanel, вам дадут там скидки? Не дадут. Я считаю, что не туда идет автобизнес. Лучше бы чуть снизили цены или чтобы были везде фиксированные цены. Особенно сейчас, когда клиенты просто бегают по автосалонам бесконечно, и уже просто все работают в минус. Например, BMW, Mercedes или Audi ежегодно снижают цены, лишь бы обогнать конкурента. В итоге теряют все -- и производители, и дилеры. Я считаю, что с точки зрения качества, подхода, анализа, понимания в России серьезный автодилерский бизнес. И это очень тяжелый бизнес. В США если вы покупаете автосалон, то 3-4-5% годовых вы платите. У нас ставки 20%. Поэтому, естественно, вам приходится думать на порядок больше. Зарабатывать больше денег, чтобы минимизировать расходы.
-- Почему в 2013 году группа "Эла" купила "Автоспеццентр"? Хотели захватить долю рынка?
-- Этой цели не было. Мы смотрели активы, которые сильно недооценены и имеют потенциал роста в два-три раза. В АСЦ мы увидели, что есть такой потенциал, поэтому взяли. И еще мы руководствовались тем, что более 50% брендов АСЦ были премиальными, найти их очень тяжело.
-- В 2012 году у ГК "Эла" было 7 автодилерских центров и выручка 11,2 млрд руб., тогда как у АСЦ -- 19 центров и выручка 32 млрд. Как вам удалось купить компанию более чем в два раза больше, чем ваша?
-- У нас показатели финансовые были лучше, чем у АСЦ. Я просто показал банкам, что мы делаем со своей компанией и что мы можем делать с АСЦ.
-- Прошло два года, инвестиция окупается?
-- Нормально окупается. Мы досрочно вернули значительную часть кредита.
-- На рынке говорят, что вы дружите с основным владельцем МКБ Романом Авдеевым.
-- У нас чисто рабочие отношения. Банк доволен нами. Проблем с нами нет, все обязательства мы перевыполняем, по обороту, по возврату.
-- Есть возможность взять в МКБ льготный кредит на новые M&A?
-- Мы ведем переговоры. Пока непонятно, что с рынком. Был момент, когда мы думали еще сделки провести. А сейчас решили подождать, потому что активы еще подешевеют и можно будет еще дешевле купить.
-- Вы интересовались "Независимостью"?
-- Да, интересовался. Я не могу и не хочу это комментировать. Ею интересовались многие.
-- Но с "Независимостью" может что-то сложиться?
-- У нас много с кем может сложиться. Я не могу пока сказать с кем, потому что непонятно, что на рынке будет.
-- В 2014 году вы купили семь салонов "Мега Авто", как сообщалось, более чем за 1 млрд руб. Кредит на эту сделку тоже предоставил МКБ?
-- Да. Они просто нас знают. А мы почему с ними -- потому что они очень быстро принимают решения и с ними просто легко. У нас есть еще один партнер -- Транскапиталбанк.
-- У вас какие ковенанты по займам? В кризис не столкнулись с проблемами по их выполнению?
-- Пока мы идем в плане по прибыли. Сейчас начинается самая острая фаза кризиса.
-- В мае достигнуто дно продаж? Или падение продолжится?
-- Я думаю дна можно достигать в течение двух лет.
-- Когда ЦБ повысил ключевую ставку, у вас сильно повысилась стоимость привлечения средств?
-- Конечно, естественно, как и у всех.
-- Ваши конкуренты говорили, что у них примерно на том же уровне осталась, несколько процентов подняли, и все.
-- У нас три крупных партнера: Volkswagen, Renault-Nissan, Kia-Hyundai. Финансирование всех стоков идет от Volkswagen Bank, Renault-Nissan Bank и других. Как только кризис жахнул, они подняли ставки. Машины все они нам поставляют, у нас есть рассрочка, месяц или два, потом у них счетчик работает. Они подняли ставку кредита на закупку автомобилей до 23%. Это сделали даже западные кэптивные банки, у них рисков никаких нет. Они дилеру дали машины, посчитали проценты, и дилер заплатил. У них риска невозврата вообще нет. При этом у нас тоже есть банки, которые на считаные проценты подняли. Но все равно средняя ставка уже у нас была 19%.
А потребкредиты еще хуже. Был момент, когда они вообще поднялись до 30%. Сейчас потребкредиты дотируются, они где-то есть и 7%, и 9%. Но этот кредит дается всего на год, а вы должны 50% сразу заплатить.
-- Какие инструменты господдержки помогают рынку больше всего?
-- Никакие.
-- Какие у вас результаты по 2014 году и по первому полугодию текущего года?
-- Мы значительно ниже падаем, чем рынок. И есть бренды, в которых мы вообще не падаем.
-- Это премиальные марки?
-- Не только, есть и массовые. Есть разные стратегии, есть стратегия корейская -- у них прибыль не в приоритете, главное, долю рынка увеличивать. Есть стратегия Volkswagen, они не хотят даже свою долю удерживать. Они хотят, чтобы дилерская сеть сохранилась и какая-то прибыль была. Поэтому аналогичные машины Skoda Rapid и Hyundai Solaris раньше стоили одинаково, а сейчас Rapid на 20% дороже стоит.
-- Сколько будет продано машин в 2015 году?
-- Ассоциация европейского бизнеса считает, что будет продано 1,9 млн машин, а я думаю -- 1,4 млн. Какие-то бренды идут, какие-то не идут. Просто народа с деньгами нет.
Например, возьмем апрель. Мы в кредит продали 50% автомобилей и все равно упали. Это о чем говорит? Что людей с наличными все меньше и меньше. Вторичный рынок, как ни странно, в апреле резко поднялся.
-- Автобизнесу не хватает господдержки?
-- Бизнесу не нужна поддержка, бизнесу нужно не мешать. Как только вы любой шаг делаете, вас тормозят и говорят, нет разрешения, и так далее. Нужно не мешать на муниципальном уровне.
-- К вам зачастили из пожарной инспекции?
-- Ну все что угодно. Любое разрешение на какие-то парковки-заезды. Сегодня очень не просто с рекламой -- оформление пилонов, вывесок, флагов -- это смело можно назвать административным барьером в работе автосалона. Мы с этим барьером сталкиваемся.
-- Многие дилеры пытаются сбить кадастровую стоимость своих автосалонов, например, это делал "Рольф".
-- Это вообще ужасная ситуация. Два года назад нам подняли стоимость аренды земли в 13 раз за полгода -- аренду подняли в три раза, а кадастровую стоимость более чем в четыре раза.
Условно говоря, если мы раньше платили 100 тыс. за аренду участка, то теперь должны платить 1 млн 300 тыс. Сейчас вроде бы идет какой-то откат назад, ассоциация дилеров пытается отыграть, РоАД ведет переговоры. Но я не понимаю, чем думали чиновники.
-- В частном порядке планируете судиться?
-- Нет, мы не собираемся.
-- А что тут еще можно сделать?
-- Они должны просто взять и отменить. Как можно что-то в 13 раз повышать?
-- Ваша позиция по поводу легализации параллельного импорта?
-- Конечно, его надо разрешить. Это приведет к тому, что люди будут покупать запчасти дешевле. У нас есть случаи, когда те же самые оригинальные запчасти в России стоят в три раза дороже, чем в Эмиратах. Что, у нас страна такая богатая? Правительство должно это сделать, потому что для потребителей это хорошо. И во всех странах это есть.
-- Вы сами будете импортировать?
-- Да, конечно.
-- В кризис возник отток к частным автосервисам?
-- Да, падение в автосервисе сейчас около 10%. Во-первых, это отток к серым компаниям, в гаражи. И плюс запчасти. Сейчас на Audi каждый второй приезжает со своей запчастью, которую покупает неизвестно где.
-- Как вы считаете, последуют ли другие бренды примеру General Motors?
-- Ситуация с GM -- это политика на самом деле. Им сказали уходить, они ушли.
-- А Ford тогда почему здесь?
-- Ford -- частная компания. 30-40% ее акций остались за семьей Форд, которая принимает все решения. Это реально семейная компания, хоть и публичная. В отличие от GM, где полностью государственное финансирование.
-- Почему Ford инвестирует в Россию?
-- Хотя наш рынок упал, но все равно большой. Ford держится, старается минимизировать убытки.
-- Это принципиальное решение -- не выходить в регионы?
-- Это не прибыльно. В моем понимании один салон в Москве -- это как пять-десять региональных. Какой в этом смысл?
-- Вы планируете премиальные бренды наращивать?
-- Хотелось бы премиальные. Потому что если посмотреть, у нас салонов Skoda избыток, Kia -- достаточно, Hyundai -- достаточно, Nissan -- достаточно.
-- Почему АСЦ закрыл салон Suzuki?
Читайте также:
-- Сменили на более доходный и интересный для себя бренд. У нас два автосалона Nissan, соответственно, нам выгоднее быть дилерами Datsun.
-- А Mitsubishi? Не жалеете, что бренд оказался у вас в портфеле?
-- Он достался нам в наследство. У Mitsubishi, как у всех, возникли проблемы. Что с Ford, мы пока не понимаем. Поэтому, конечно, премиальные бренды нужно развивать. Сейчас у нас 45% брендов -- премиальные.
-- Вы хотите стать номером один в российском авторитейле?
-- Да, наверное. Если получится -- стать номер один и плюс IPO сделать.