Как стало известно "Ъ", ряд крупных автодилерских холдингов столкнулись с затовариванием -- производители требуют выкупать больше машин, чем получается продать. Общий объем нераспроданных стоков уже достиг около 100 тыс. машин. Особенно тяжелая ситуация в массовом сегменте автомобилей стоимостью около 500 тыс. руб. Дилеры ждут от производителей отсрочек платежей и других льгот за хранение машин, предупреждая, что в противном случае будут вынуждены демпинговать.
Вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев рассказал "Ъ", что участники рынка испытывают серьезные проблемы с переизбытком машин. По его словам, автомобили начали накапливаться еще в апреле, когда были распроданы товарные остатки 2014 года, а в мае-июне запасы только выросли.
"Сейчас оверсток минимум на половину месячных продаж, по отдельным маркам -- на месяц",-- уточнил Олег Мосеев. Подобная ситуация уже наблюдалась в начале 2013 и 2014 годов, но на фоне стабильного авторынка дилеры справились. Но сейчас продажи новых автомобилей и LCV падают по разным оценкам на 43-50%, и стоки более критичны. Их долгое содержание затратно для дилеров, а производители по большей части не идут на уступки, утверждает Олег Мосеев, и участники рынка вынуждены продавать стоки со скидками. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь--май в РФ продано 641,9 тыс. легковых машин и LCV, по данным "Автостата", ориентирующегося на регистрации в ГИБДД,-- 521,1 тыс. За вычетом продаж в Казахстан и Белоруссию разницу в 120,8 тыс. машин можно признать стоками на складах дилеров, предполагает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.
Примерно у половины брендов марочного портфеля ГК "Автомир" (дилер Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi и др.) имеются излишние стоки автомобилей, подтвердил "Ъ" руководитель экспертно-аналитического управления группы Артем Зябин. За последний месяц, по его словам, ситуация улучшилась в основном за счет активизации продаж. "Но давление со стороны производителей в части избыточных поставок по некоторым маркам очень сильное, а период оборота склада по части брендов приближается к 90 дням, что существенно выше планового уровня, который мы оцениваем в 45 дней",-- признает Артем Зябин.
В каждом из 17 брендов портфеля ГК "Рольф" (Toyota, Ford, Mitsubishi, Skoda, Hyundai, Mercedes и др.) ситуация неоднородная, говорит PR-директор группы Светлана Браницкая. В массовом сегменте "наблюдается повышенная эластичность спроса". "Именно эта категория клиентов наиболее уязвима в кризис и склонна откладывать покупку автомобиля",-- сказала она.
Менеджер крупного дилерского холдинга утверждает, что наблюдается переизбыток машин Hyundai, Nissan, Volkswagen, Ford, Skoda и Renault. По словам другого источника на автомобильном рынке, плохо продаются Mercedes, в частности A-класса.
В группе компаний "Автоспеццентр" (ГК АСЦ), оборачиваемость стоков на уровне 30 дней, сообщил директор по продажам дивизионов "Премиум" и "ЭЛА" ГК АСЦ Александр Зиновьев. По его словам, некоторые производители все же готовы перераспределять нагрузку склада в рамках всех дилеров.
Менеджер автодилерской группы из топ-10 рассказывает, что особенную жесткость к дилерам проявляет Hyundai в отношении модели Solaris. "Их завод работает, как будто на рынке спрос превышает предложение,-- говорит собеседник "Ъ".-- Они не останавливают заказы. Если дилер отказывается, то его лишают бонусов. Но сейчас дешевле отказываться и лишиться бонуса, чем брать машины и переплачивать за хранение".
Читайте также:
Это подтверждают и другие крупные дилеры марки. Один из источников "Ъ" уточняет, что план производителя "не учитывает текущий рыночный спрос" и практически аналогичен прошлогоднему плану продаж.
Позиция Hyundai связана не только с ее стратегией по захвату рыночной доли, считают собеседники "Ъ". Невыполнение плана продаж по программе обновления парка в первом квартале грозило Hyundai лишением компенсации скидок по госпрограмме во втором квартале, как случилось с большинством локализованных иностранных автоконцернов. Топ-менеджер одного из дилеров Hyundai говорит, что действия концерна не дадут ожидаемого эффекта: бонус производителя полностью идет на покрытие расходов от хранения стока, поэтому дилер теряет маржу. И уже скоро, полагает он, дилеры начнут массово отказываться от закупок машин со складов, так как стоки переполнены, а роста продаж в сезон отпусков не предвидится.
Владислав Новый, Яна Циноева