Как и предполагал "Ъ", новая попытка ОАО РЖД внедрить агентскую схему управления чужими вагонами вызвала проблемы с организацией грузоперевозок. Монополия не может справиться с выполнением заказов, уверяют грузоотправители, в первую очередь угольщики: не выполняется 30-50% плана погрузки, что особенно рискованно накануне отопительного сезона.
После передачи ОАО РЖД по агентскому соглашению парка Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит монополии) в отрасли возникли сложности с погрузкой, рассказали "Ъ" источники среди клиентов ФГК. Так, в Сибири проблемы с вывозом угля СУЭК, подача полувагонов отстает от графика почти на 50%, уверяет один из собеседников "Ъ". В СУЭК ситуацию не комментируют, но источник, близкий к холдингу, подтвердил "Ъ" эту информацию.
Компания "Логотрансэнерго", основной перевозчик энергоугля для "Интер РАО", после запуска агентской схемы подписала тройственное соглашение, включающее Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), но уже получила срывы суточного плана погрузки в адрес Каширской ГРЭС и Томской ГРЭС-2. Депутат Госдумы Сергей Чижов даже обратился к главе ЦФТО Елене Кунаевой со специальной просьбой обеспечить станции вагонами накануне отопительного сезона (письмо есть у "Ъ", депутат вчера не отвечал на звонки). Пока, уточнили в "Интер РАО", системных проблем с обеспечением углем нет в силу значительных запасов. "Промнерудтранс", обеспечивающий перевозку щебня из Карелии, выражает "сильное беспокойство" относительно ситуации с порожними полувагонами (письмо в адрес вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева есть у "Ъ"): в частности, 1-6 августа выполнялось лишь 23% плана погрузки. В то же время источники "Ъ" среди крупных металлургов, также работающих с ЦФТО, уверяют, что у них проблем пока нет.
Это не первая попытка ОАО РЖД внедрить агентскую схему работы с операторами вагонов, начинался эксперимент еще в 2011 году с ныне частной Первой грузовой компании (тогда принадлежала монополии). Именно тогда возникли первые серьезные проблемы с погрузкой, и многие операторы кивали именно на эту схему. Очередную попытку ОАО РЖД предприняло с 1 августа (см. "Ъ" от 4 августа): около 160 тыс. вагонов остались в собственности ФГК, но управлять ими, как и в прошлый раз, начал ЦФТО за 1% с продаж.
По словам одного из клиентов ЦФТО, работа ОАО РЖД в качестве оператора "оставляет желать лучшего: по каждому грузоотправителю не выполняется порядка 30-50% заказа", хотя около 30-40% грузоотправителей уже ушли от ФГК к другим операторам. До сих пор не подписано множество контрактов, не оформлены должным образом порядка 30% поставок. В результате доходы ФГК в августе составили лишь 10% от плана, уверяет собеседник "Ъ".
Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное