Новости

"Трансаэро" еще далеко до "Аэрофлота", но туроператоры уже ждут подорожания билетов

Как и предполагал "Ъ", сделка по поглощению "Трансаэро" государственным "Аэрофлотом" стала проблемной, еще толком не начавшись. Уже вчера на совещании в Минэкономики выяснилось, что и сами стороны, и кредиторы проблемной авиакомпании радикально расходятся во взглядах на механизм консолидации. В "Трансаэро" настаивают, что происходящее никак не скажется на ее пассажирах, но тревогу бьют туроператоры. Они обеспечивали около половины пассажиропотока авиакомпании и уверены, что с ее переходом в группу "Аэрофлот" перевозки подорожают.

Как стало известно "Ъ", вчера в Минэкономики состоялось совещание по поводу сделки по поглощению второй в России авиакомпании "Трансаэро" ее основным конкурентом, подконтрольным государству "Аэрофлотом". Накануне вариант спасения проблемного частного перевозчика через продажу 75% его акций за 1 руб. одобрила комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, теперь представители Минэкономики, Минфина, Минтранса, ВТБ и Сбербанка (ключевые кредиторы "Трансаэро", общий долг которой, по неофициальной информации, составляет около 260 млрд руб.) обсуждали "внесение ясности по этапам сделки". Источники "Ъ" говорят, что именно ВТБ, в залоге у которого находятся 25% плюс одна акция "Трансаэро", стал инициатором совещания (текущий объем долга перед банком не раскрывается, на конец марта составлял 12,7 млрд руб.).

В пресс-службе ВТБ вчера отказались комментировать ситуацию, отметив лишь, что "банк поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует".

Сделка в тумане

Собеседники "Ъ" рассказывают, что в ходе совещания ВТБ предложил как можно скорее ввести в совет директоров "Трансаэро" банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании. До середины сентября ВТБ хотел бы увидеть операционный план деятельности "Трансаэро", разработанный "Аэрофлотом", а к октябрю -- реструктуризацию долга на его балансе.

ВТБ настаивает, чтобы именно "Аэрофлот" отвечал по долгам "Трансаэро", и тогда согласен перевести ее валютные кредиты в рублевые, но без дисконта. Однако, считают в Минтрансе, такой вариант не устроит "Аэрофлот".

По мнению чиновников, оптимальным вариантом была бы интеграция маршрутной сети "Трансаэро" с "Аэрофлотом" с сохранением всех обязательств на проблемном перевозчике. В Минэкономики говорят о возможности списания части долга (по данным "Ъ", на совещании у Игоря Шувалова речь шла о 30%), но банки выступают жестко против. Минфин, со своей стороны, не готов финансово поддерживать ни "Трансаэро", ни "Аэрофлот" после консолидации.

Не меньше споров вызывает и структура сделки, которую сегодня должен рассмотреть совет директоров "Аэрофлота". "Один из кредиторов, Сбербанк (уровень долга не раскрывается.-- "Ъ"), считает правильным не покупать "Трансаэро", а взять ее в управление,-- поясняет источник "Ъ", близкий к совету.-- Директивы правительства о формате сделки пока нет, вероятно, она будет доведена до представителей государства непосредственно перед голосованием". Но это не устраивает "Аэрофлот", который считает единственным вариантом получение не менее 75% акций "Трансаэро". "В противном случае у "Аэрофлота" не будет рычагов для проведения необходимых корпоративных решений,-- отмечает один из собеседников "Ъ".-- Но придется принимать ряд очень жестких решений, в том числе в отношении кредиторов".

Дополнительно дестабилизирует ситуацию вокруг будущей сделки и позиция нынешних акционеров "Трансаэро". Хотя формально они полностью поддерживают консолидацию, во вчерашнем заявлении главного исполнительного директора и совладельца "Трансаэро" Александра Плешакова говорится, что вопрос "конкретной оценки и стоимости бизнеса авиакомпании, в том числе и в контексте консолидации", еще не рассматривался.

Таким образом, акционеры авиакомпании явно не согласны с ее продажей за 1 руб. и рассчитывают еще как минимум на переговоры.

Цены на взлете

В "Трансаэро" уверяют, что проблемы авиакомпании никак не повлияют на ее пассажиров. Однако партнеры перевозчика в растерянности и ждут худшего. "Аэрофлот" уже начал проводить встречи с туроператорами и агентами по продаже билетов, которые работают с "Трансаэро", сообщили "Ъ" участники туррынка. Один из них говорит, что представители "Аэрофлота" интересуются, вовремя ли партнеры "Трансаэро" перечисляют средства, обсуждаются и ее чартерные программы. По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, пока разговоры "носят консультативный характер". В "Библио Глобусе" "Ъ" уточнили, что обсуждают "выполнение текущих обязательств и договоров на зимний период". Представитель Ростуризма Ирина Щеголькова заявила "Ъ", что ведомство пока не принимает участия в этих обсуждениях, а в "Аэрофлоте" факт переговоров вообще опровергают.

По оценкам господина Горина, под перевозку туристов отводилось 50-60% рейсов "Трансаэро", тогда как у "Аэрофлота" этот показатель не превышал 15%.

Среди активов авиакомпании есть небольшой собственный оператор "Трансаэро тур" (финансовое обеспечение -- 30 млн руб.). По оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), возможная "реструктуризация" этой компании вряд ли серьезно повлияет на ситуацию в отрасли.

Ее участники опасаются другого: после консолидации бизнеса "Трансаэро" "Аэрофлотом" может вырасти стоимость перевозок.

Так, цена билета у "Аэрофлота" в Бангкок в этом сезоне была на 24% выше, чем у "Трансаэро", в Ларнаку -- на 42%, поясняет представитель РСТ Ирина Тюрина. "Очевидно, что "Аэрофлот" никогда не пойдет на резкое снижение цен",-- полагает она. По прогнозам госпожи Тюриной, в непростом положении могут оказаться "Библио Глобус" и "Натали турс", чья полетная программа была почти полностью ориентирована на "Трансаэро". В самих компаниях беспокойства пока не высказывают.

Роста тарифов опасаются и агенты по продаже авиабилетов. Снижение уровня конкуренции в любом случае предполагает ухудшение условий, поясняет глава Biletix.ru Александр Сизинцев. С этим соглашаются и в Aviasales, отмечая, что "Трансаэро" традиционно представляет самые доступные тарифы -- например, в Барселону, Нью-Йорк и Ереван.

Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Елена Киселева; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное