Новости

ПГК могут не вернуть вагоны из Украины в Россию

"Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина, неожиданно попавшая в среду в санкционные списки Киева, лишилась возможности работать на Украине. По данным "Ъ", "Укрзализница" (УЗ, Украинская железная дорога) разорвет контракт на перевозку грузов в вагонах ПГК и ее дочерней "ПГК в Украине", а вагоны ПГК могут даже быть национализированы. У российской компании есть способ их выручить -- например, сдав в аренду. Но проблемы Киев создал и УЗ: она отвечает перед грузоотправителями за перевозку груза в вагонах ПГК, тогда как оператор лишь дает вагоны и за поставку ответственности не несет.

В украинские санкционные списки, которые подписал 16 сентября президент страны Петр Порошенко, попало АО "Первая грузовая компания" (ПГК, входит в UCL Владимира Лисина) и ее украинская дочерняя компания ООО "ПГК в Украине" (см. также "Онлайн"). ООО владеет 500 вагонами и оперирует еще 5 тыс. вагонов ПГК, обслуживает транзит угля и металлопродукции. Угольщики и металлурги стран отказались комментировать "Ъ", как их затронет остановка перевозок.

Включение ПГК в санкционный список выглядит необычно, поскольку ранее ни европейские, ни американские санкции не касались Владимира Лисина и его активов.

Основанием для введения санкций названы действия, создающие угрозу национальным интересам, способствующие террористической деятельности, оккупации или экспроприации собственности, приводящие к имущественным потерям и так далее. Компаниям предписано "полное прекращение транзита ресурсов и перевозок по территории Украины". В ПГК от комментариев отказались. Источник на украинском транспортном рынке пояснил "Ъ", что, хотя указ вышел, никаких разъяснений о том, как следует осуществить его требования, нет. Вагоны ПГК перевозит "Укрзализница". Но неясно, что УЗ следует делать с вагонами ПГК и "ПГК в Украине", осуществляющими доставку груза: то ли немедленно остановить их и прекратить обслуживать, то ли позволить довезти груз и доставить порожняк до границы с РФ, то ли национализировать.

В УЗ от комментариев отказались. Источник, близкий к компании, сообщает, что это фактически форс-мажор и функции УЗ как исполнителя контракта с грузоотправителями, которым предоставила вагоны ПГК, будут прекращены, иначе руководство компании будет ожидать уголовная ответственность.

Собеседник "Ъ" считает, что технически порожние вагоны в большинстве случаев не будут возвращать, они пойдут по взаимозачету: УЗ заберет вагоны ПГК на Украине, отдав взамен то же количество своих вагонов, находящихся в России. Нормальным способом так сделать нельзя, говорит источник "Ъ" на рынке: соглашения об обменном парке распространяются только на инвентарный парк УЗ и ОАО РЖД, но не на частные вагоны.

Собеседник "Ъ" говорит, что обычно санкции считаются форс-мажором как решение госорганов, не дающее возможности осуществлять перевозки. Но будет ли считаться, что неисполнение договора с грузоотправителем из-за санкций вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, зависит от условий договора и от мотивировки санкций, говорит глава практики разрешения споров юрфирмы Sameta (признана экстремистской и запрещена в РФ) Николай Строев.

Наталья Скорлыгина, Анатолий Джумайло; Янина Соколовская, Киев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное