Новости

В Атланте завершились самые важные для мировой торговли переговоры. Соглашение по Транстихоокеанскому партнерству достигнуто

Завершившиеся вчера в американской Атланте переговоры об образовании ТТП велись с 2005 года. Их целью было создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь идет о полной ликвидации таможенных пошлин, унификации санитарных и фитосанитарных мер, об общей политике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и конкурентной политики. Партнерство в итоге составили 12 стран-участниц: Чили, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур (инициаторы создания организации), а также подключившиеся позже США, Австралия, Вьетнам, Канада, Малайзия, Перу, Мексика и Япония. На них приходится до 40% мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли.

Быстрого успеха на переговорах по ТТП, отметим, не ожидалось: заявление из Атланты было неожиданным.

Согласно вчерашнему заявлению Госдепартамента США, прокомментированному президентом США Бараком Обамой, в ТТП отменяются пошлины более чем на 18 тыс. товаров. Полностью параметры компромисса по торговле в ТТП не обнародованы -- текста соглашения пока нет, опубликовано лишь 20-страничное резюме переговоров глав торговых ведомств 12 стран. Переговоры в целом шли в атмосфере строгой секретности, публикация трех (из 29) глав проекта соглашения сайтом Wikileaks резко усложнила ситуацию вокруг ТТП.

Из утечек в СМИ, впрочем, было известно, что споры касались разногласий Японии и США по части автомобильного рынка (соглашение, что подтвердили вчера власти США, снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке -- напомним, существование этой пошлины определяло большую часть трендов в мировом автопроме в последние четверть века), а также желания Новой Зеландии монополизировать торговлю молочными продуктами. По данным The Wall Street Journal, в результате согласований сторонам удалось договориться об облегчении торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в сфере био- и фармпрепаратов, о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами. Переговоры США и Австралии, в частности, касались сроков патентной защиты в США новых биологических препаратов. США требовали 12 лет защиты, но пошли на снижение требований. Новая Зеландия как самый крупный экспортер молочных продуктов добилась облегчения доступа на американский рынок, а США -- на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.

Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются рынки труда для участников ТТП, урегулируются вопросы экологической нагрузки, интернет-торговля, торговля услугами. Пока остается неподтвержденным сообщение Reuters о "параллельном" соглашении стран ТТП по отказу от конкурентной девальвации валют.

Помимо экономической у проекта ТТП есть и политическая составляющая.

Торгово-экономический блок в АТР создается без участия Китая, важнейшего торгового партнера большинства стран региона. Более того, американские политики многократно подчеркивали, что одна из главных целей проекта -- сдерживание амбиций Пекина.

Нынешний президент США сделал ТТП одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы, без которого заявленный им "разворот США в Азию" не будет полным.

Ради этого нынешняя администрация Белого дома, похоже, готова пойти на многое.

Для США, где приверженность властей идее свободной мировой торговли ранее была более лозунгом, чем реальной стратегией, согласие на быстрое создание ТТП может быть важно не столько ради выгоды для себя (которую экономика США, несомненно, получит), сколько ради усиления своих союзников в их конфронтации с Китаем. По данным доклада Института Петерсона, находящийся под сильным давлением в связи с территориальным спором с Китаем Вьетнам получит от ТТП дополнительно $89,1 млрд от экспорта до 2025 года. В то же время выпавшие из соглашения Китай и Гонконг потеряют за тот же период $59,2 млрд.

В Китае идею ТТП и тем более успех в достижении соглашения воспринимают негативно,

считает руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. "Китай продвигает собственный блок, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), где куда меньше уровень либерализации торговли. Претендует он на тот же регион, что и ТТП. Но теперь задача КНР сильно усложнилась, ведь договор о ТТП уже согласован, а ВРЭП -- кот в мешке, кто знает, сколько его согласовывать будут",-- отметил он.

Интересы России, торгующей в регионе в основном энергоносителями, ТТП прямо не затрагивает. Напомним, ранее российские власти заявляли о желании увязать формат ЕАЭС (который, по существу, является близким аналогом ТТП) с китайским проектом "Экономический пояс Шелкового пути", сопряженным с ВРЭП. Источник "Ъ" в структурах ЕАЭС говорит о "неоднозначности" соглашения ТТП для ЕАЭС: с одной стороны, он "ослабляет переговорную функцию ВТО", с другой -- может быть полезен компаниям России, имеющей в регионе около 10% внешней торговли, например, при операциях во Вьетнаме.

Дмитрий Бутрин, Михаил Коростиков, Вадим Вислогузов, Елена Черненко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное