Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, опубликовал 13-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова» . В нем анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.
По результатам последнего исследования наблюдается снижение индекса потребительской уверенности с минус 14% во II квартале 2015 года до минус 24% в минувшем квартале.
В III квартале 2015 года оптимизм уступил место более взвешенной оценке экономических условий на фоне возобновившегося снижения цен на нефть и ослабления рубля. Высокая инфляция и застой номинальных зарплат не способствуют покупательной способности россиян, усиливая их чувствительность к колебаниям цен.
Индекс национального благосостояния упал
Индекс национального благосостояния на ближайший год опустился с 5% во II квартале 2015 года до минус 9% в прошлом квартале. Индекс национального благосостояния за тот же период снизился с минус 29% до 44%.
Сбербанк объясняет такой результат ростом доли Ивановых, оценивающих состояние отечественной экономики как нестабильное, что, скорее всего, обусловлено опасениями по поводу ускорения инфляции, ослабления рубля и безработицы.
Доля не имеющих сбережений не изменилась
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, не изменилась по сравнению со II кварталом 2015 года и составила 39%, при этом доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, уменьшилась с 7,9% во II квартале 2015 года до 7,3%. Ивановы по-прежнему финансируют текущее потребление из сбережений, чтобы смягчить негативные последствия высокой инфляции
и "земершего" дохода.
Люди стали покупать больше дешевых товаров
Доля Ивановых, перешедших на потребление менее дорогих товаров, в III квартале 2015 года увеличилась до 69% (63% во II квартале 2015 года).
В минувшем квартале высокая инфляция и вялый рост доходов неблагоприятно сказались на моделях потребления, из-за чего увеличилась доля респондентов, планирующих урезать расходы на товары не первой необходимости, такие как траты на посещение ресторанов и кафе, покупку бытовой техники и отдых.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, снизился до минус 34% после восстановления до минус 29% во II квартале 2015 года: неясность экономических перспектив вместе с неопределенностью в сфере занятости и стагнацией зарплат подрывают уверенность Ивановых. На подобном фоне не стоит исключать слабых данных по продажам товаров длительного пользования за III квартал 2015 года.
80% респондентов отмечают отрицательные последствия возобновившейся девальвации, которая отразилась либо в возросших ценах на отдельные товары, либо в общем ухудшении экономических перспектив, что привело к сокращению расходов.
В итоге 45% респондентов урезало расходы на продукты питания, которые стали стоить дороже (в особенности на импортные товары), 39% уменьшило расходы на покупку одежды, а 36% сократило все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Однако влияние девальвации рубля на инфляцию нельзя назвать чрезмерным: предполагается, что продовольственная инфляция за III квартал 2015 года по версии Росстата будет отрицательной и составит минус 1,0%.
Сокращается число торговых сетей
Впервые с III квартала 2014 года сократилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты совершают покупки: показатель упал с 2,9 во II квартале 2015 года до 2,4 в июле-сентябре 2015 года. В итоге возросло число посещений магазинов, с 1,07 в неделю во II квартале 2015 года до 1,29 в III квартале 2015 года.
Безработица россиян продолжает расти
Уровень безработицы вырос (до 11,7%), так же как и доля респондентов, занятых частично, но желающих работать в режиме полного найма (9,5% против 9,0% во II квартале 2015 года). Средняя зарплата в рамках нашей выборки в сентябре увеличилась на 1,4% относительно сентября 2014 года, что говорит о существенном замедлении по сравнению с июнем (рост на 6,2%) и мартом (9,0%). Доля респондентов, опасающихся увольнения, осталась на отметке 37%, при этом 53% опрошенных ищут или собираются начать искать новую работу. Таким образом, безработица стала вторым по значимости источником беспокойства: на нее указало 53% опрошенных (на первом месте инфляция).




SIA.RU: Главное