Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на ежегодной антимонопольной конференции в пятницу пообещала рынку новые методики расчета тарифов: к "тарифному коридору" добавятся методы "затраты плюс", "индексации цен", "цен на сопоставимых рынках" и "доходности на инвестированный капитал". Стивидорам и компаниям электросвязи обещано дерегулирование, легализации параллельного импорта -- передача в более высокие инстанции, а малому бизнесу -- преференции в закупках крупных частных компаний. Последнее, правда, даже в ФАС пока называют делом добровольным.
Руководство ФАС, получившей в июле тарифные полномочия после слияния с Федеральной службой по тарифам, продолжает уточнять свои намерения в этой сфере. В пятницу глава ФАС Игорь Артемьев и его заместители широко комментировали основные направления своей политики на форуме "Антимонопольное регулирование в России", организованном газетой "Ведомости". Господин Артемьев, выступавший с докладом, отметил, что "в кризис возникает тенденция к монополизации" бизнеса, а "где возникает термин "национальная безопасность", конкуренции не бывает хорошо". Судя по его заявлениям, ФАС намеревается поддержать конкуренцию: прежде всего речь идет о "повороте на 180 градусов в тарифной политике".
Новые подходы к тарифам будут нацелены на сужение поля регулирования.
"Мы имеем раскормленных ленивых "национальных чемпионов", надо их немного подбодрить в интересах бизнеса",-- эмоционально объявил глава ФАС.
Как уточнил его заместитель Анатолий Голомолзин, речь идет о применении "жестких мер тарифного регулирования в естественно-монопольных сферах деятельности" и намерении "дерегулировать рынки, где развита конкуренция". Господин Голомолзин обозначил и основные направления дерегулирования: электросвязь, стивидорные компании в портах и аэропортах. Позитивным примером развития конкуренции в ведомстве называют сотовую связь, где, по данным господина Голомолзина, "за последние десять лет тарифы снизились в десять раз, а объемы трафика увеличились в триста" -- пока электросвязь была защищена тарифным регулятором от воздействия рынка.
Как декларировал Игорь Артемьев, оставшиеся монополии в обмен на рост тарифов должны будут снижать издержки на эксплуатационные и инвестиционные затраты, финансово-хозяйственную деятельность и непрофильные активы. Он изложил и некоторые целевые показатели: индексация тарифов на газ на 2%, для энергосетей -- на 7,5%, для железных дорог -- на 5,5% (как позднее уточнили в ведомстве, речь идет о переходе на такой тариф с 1 января, добавить еще 4,2% ФАС хотела бы с 1 июля 2016 года при достижении целевых показателей). При этом, как ранее писал "Ъ", индексация тарифов на газ на 2016 год уже предварительно согласована на уровне 7,5% для промышленности и 8,5% для населения. Что касается РЖД, при Владимире Якунине компания хотела роста тарифа на 17,7%, а при меньшем требовала госсубсидий. Фактически в 2015 году ей индексировали тарифы на 10%: как отметил господин Голомолзин, "везде есть потенциал для дерегулирования".
Вопрос же параллельного импорта, о необходимости легализации которого в ФАС говорят много лет, перестал быть актуальным, несмотря на, казалось бы, достигнутое в правительстве согласие на его легализацию. Она снова откладывается -- как минимум до 2020 года и решений надгосударственного объединения -- Евразийской экономической комиссии. Пока, по словам Игоря Артемьева, "каждая из сторон хочет предложить свой набор товаров" (для пилотной легализации) и первые шаги будут сделаны "там, где интересы всех пяти сторон сойдутся".
Софья Окунь




SIA.RU: Главное