Новости

Взять все и перераспределить. ЦМАКП исследовал последствия вступления в силу поправок к закону о торговле

ЦМАКП исследовал последствия вступления в силу поправок к закону о торговле, внесенных группой депутатов и сенаторов во главе с главой комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой,-- проект запланирован ко второму чтению в октябре. Летом появлялась информация, что в него будет включена и норма о снижении антимонопольного порога для торговых сетей с 25% до 15% -- о ней говорил тогда сенатор Сергей Лисовский, в презентации ЦМАКПа эта поправка обозначена как правительственная, но среди опубликованных ранее предложений Белого дома такого нет.

Законопроект, снижающий выплаты поставщиков торговым сетям и сроки оплаты поставленных товаров, принят в первом чтении в мае. Он ограничивает совокупный объем премий 3% -- сейчас сети могут взимать премию до 10% стоимости поставки за объем закупки (ретробонус), поставщики говорят о 30-50% (за счет различных маркетинговых и рекламных контрактов, в том числе "навязанных"). Также проект фиксирует сокращение отсрочки по оплате поставленных товаров до 5-35 дней (сейчас -- 10-45). "Крайне жесткий", по оценкам представителей розничной торговли, проект объясняли необходимостью поддержки импортозамещения упрощением доступа "на полку" отечественным производителям.

По оценке ЦМАКПа, принятие закона вызовет "перераспределение 530-540 млрд руб." -- суммы, более чем вдвое превышающей прибыль и почти втрое -- инвестиции ритейла в основной капитал.

Перекладывание стоимости нового госрегулирования на потребителей невозможно по социальным причинам: это дало бы ускорение инфляции (на 2,6%, в том числе продовольственной на 6,7%) и падение спроса (1,5-3,2% по разным группам товаров). Но и компании розничной торговли не смогут заплатить за изменение правил игры: это сделает их рентабельность отрицательной -- минус 5,2% (сейчас -- плюс 3,2%) и вчетверо увеличит число банкротств.

Единственный способ реализовать проект, который аналитики называют "починкой часового механизма кувалдой",-- обменять перезаключение договоров поставки (оно будет стоить отрасли 10% прибыли) "на предоставление скидки к цене закупки".

Однако этот вариант потребует уже от поставщиков выполнения недискриминационных правил ведения бизнеса (одинаковая скидка всем торговым сетям) -- и поставит под риск банкротства наиболее активно инвестирующие компании, контролирующие 14% розницы.

Тем не менее, рассматривая такой сценарий как единственно возможный, в ЦМАКПе отмечают: при его реализации выиграют несетевые форматы торговли и мелкие торговцы (рост рентабельности вдвое -- с 4,9% до 10,1% у компаний с оборотом до 1 млн руб. и с 2,9% до 6,7% -- у торговцев с оборотом 1-10 млрд руб.). Федеральные (и в меньшей степени региональные) сети понесут максимальные потери (рентабельность сетей с оборотом более 1 млрд руб. упадет с 4,4% до 1,4%), снизится производительность труда, вырастут инфляционные риски.

Олег Сапожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное