Средний российский потребитель напуган кризисом, задумывается о сбережениях, учится экономить, ищет распродажи и все чаще выбирает некачественные товары, свидетельствует статистика. Впрочем, людей, способных позволить себе сбережения, становится все меньше, и более 90% вынуждены экономить на всем.
Хорошо напуганный потребитель начинает сберегать, следует из мониторинга Минэкономики за девять месяцев 2015 года. Бояться есть чего: 84%, по данным октябрьских опросов ФОМ, опасаются роста цен, 63% -- падения доходов населения, 67% -- роста безработицы. Судя по индексам потребительской уверенности (индексы Росстата, Sberbank CIB и Nielsen в третьем квартале дружно показали негативную динамику), если в чем-то потребители и уверены, так это в том, что ничего хорошего их в ближайшее время не ждет. Экономическая ситуация нестабильна (85%, Sberbank CIB), экономика в рецессии (79%, Nielsen), кризис закончится еще не скоро (45%, Nielsen). Все стимулы для перехода населения на "сберегательную модель поведения", о котором говорится в мониторинге Минэкономики, налицо. И в некотором смысле эти стимулы оказываются работающими.
По данным ООО "инФОМ", которое проводит исследования потребительских настроений для Центробанка, если осенью 2014-го доля тех, кто говорил, что свободные деньги лучше потратить на дорогостоящие товары, немного превышала долю тех, кто говорил о сбережениях, то с января 2015-го положение стало меняться.
Сейчас в пользу сбережений высказываются уже больше половины респондентов (52% против 41% год назад).
Абсолютное большинство (69% в сентябре 2015-го против 65% год назад) признает, что им ничего не удалось отложить за последний месяц, у 60% сбережений нет, а из тех, у кого они есть (это 36%, еще 4% затруднились с ответом), 43% говорят, что этих денег им хватит меньше чем на три месяца. В увеличении своих сбережений за последний год признаются 19%.
Оптимистическая статистика
Впрочем, статистически картина выглядит лучше. По оценкам Минэкономики, "желание населения обезопасить себя, создавая резерв на случай возможного ухудшения экономической ситуации", привело к тому, что норма сбережений, снизившаяся было в августе до 14,8% доходов, "в сентябре вернулась к росту и составила 15% (с исключением сезонного фактора)". Как поясняют в ведомстве, речь идет о доле в располагаемых доходах (то есть денежных доходах за вычетом обязательных платежей). Как сбережения учитываются "прирост средств на депозитных счетах населения, средства, направленные на покупку ценных бумаг, чистые расходы на приобретение иностранной валюты и недвижимости, прирост сбережений на счетах индивидуальных предпринимателей и прирост наличных средств на руках".
Динамику некоторых из этих показателей можно проследить по данным ЦБ и Росстата. Например, расходы на покупку валюты в третьем квартале 2015-го Росстат оценивает в 4,8% денежных доходов населения -- больше, чем в начале года (4,1%), и больше, чем в третьем квартале 2014-го (4,5%). Сравнение данных за девять месяцев дает более благоприятную картину: 4,3% в 2015 году против 5,3% год назад, что Минэкономики объясняет высокой доходностью депозитов в начале года. Строго говоря, за три квартала 2015-го вложения в наличную валюту, включая снятия с банковских счетов, вообще сократились -- на $9 млрд, тогда как в 2014 году выросли на $30 млрд, в том числе на $15 млрд только в четвертом квартале, указывает директор Центра структурных исследований ИЭП им. Е. Т. Гайдара Михаил Хромов.
Кроме того, отмечает Хромов, данные ЦБ позволяют говорить о том, что "норма сбережения населения на банковских вкладах в 2015 году вернулась к своему "нормальному" уровню после резкого спада в 2014 году": "Если в прошлом году мы видели отток средств из банков, причем и по году в целом, и большую часть месяцев, то за девять месяцев 2015-го -- приток 1,77 трлн руб. Это 4,7% всех денежных доходов населения, тогда как в 2014-м было минус 0,8%, в 2013-м -- 4,5%, в 2012-м -- 4,2%. То есть сейчас показатель даже чуть выше, чем до 2014 года".
Что же касается кредитов, то, продолжает Хромов, в этом году -- точнее, с декабря 2014-го -- наблюдается сокращение кредитной задолженности физических лиц, "в сбережениях это отражается со знаком плюс".
За три квартала 2015-го она уменьшилась на 612 млрд руб. (1,6% денежных доходов населения), и этот процесс до сих пор продолжается, хотя и идет медленнее, чем в начале года.
Бюджетные трудности
Доходы большинства граждан, мягко говоря, далеки от идеала.
Согласно опросам Superjob.ru, для счастья россиянину нужно около 175 тыс. руб. в месяц (москвичу -- 193 тыс. руб.). Но среднедушевой доход сейчас составляет только 29,2 тыс. руб., средняя начисленная зарплата -- 33,1 тыс. руб. (в Москве доходы и зарплата -- 57,5 тыс. руб. и 59,9 тыс. руб., рост год к году на 1,7% и 5% соответственно).
Номинально оба показателя за последний год, конечно, выросли: средний доход в РФ -- на 8,2% (сентябрь 2015-го к сентябрю 2014-го), зарплата -- на 4,5%, однако за ростом цен не успевают. Падение в реальном выражении оценивается в 4,8% и 9,6% соответственно. В некоторых секторах экономики снижение реальных зарплат еще заметнее. В финансовом секторе зарплаты не индексировались (в среднем номинальный их рост за год равен нулю), в госсекторе и в образовании рост минимальный (1%).
Больше значит меньше
Гражданам, не имеющим возможности сэкономить на обслуживании кредитов (бывает, и кредитов-то нет, но доходов все равно не хватает), приходится отказываться от крупных трат и сокращать текущее потребление. По опросам ФОМ (октябрь 2015 года), за последние полгода 46% населения стали больше экономить на продовольственных товарах (не экономят на них 9%), 51% -- на непродовольственных товарах (одежда, обувь, бытовая техника и т. п.) и на услугах (не экономят 6%). Статистически это выразилось в сокращении оборота розницы за три квартала на 8,5% год к году, в том числе в сентябре -- на 10,4%, причем продовольственная и непродовольственная торговля сжалась практически одинаково (за три квартала -- на 8,3% и 8,6% соответственно).
"Покупатели явно в большей степени начали осваивать нормы рационального потребления. Если раньше при покупке продовольственных товаров люди обычно выбирали удобный магазин и покупали то, что там есть, то сейчас они начинают ходить по разным магазинам, сравнивать цены и делать покупки то там, то здесь. До недавних пор такое поведение проявлялось только при покупке непродовольственных товаров",-- отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.
"Потребитель стал очень чувствителен к промоакциям: люди узнают о них заранее и, соответственно, планируют свои покупки. За год доля выручки торговых сетей от промоакций выросла с 30% до 35%, а в гипермаркетах -- до 45%,
-- рассказывает глава АКОРТ и продолжает: -- Я уж не говорю о том, что изменилась сама тактика потребления. Оно становится более экономным. Заметно смещение спроса в сторону замещающих продуктов: от говядины -- к птице, от охлажденных продуктов -- к замороженным и т. д. Что очень нас тревожит: в этих условиях, по понятным причинам, снижается требовательность потребителя к качеству. Растет спрос на продукцию невысокого качества, продаваемую по демпинговым ценам. Это стимулирует производителей к выпуску подобной продукции".
Вряд ли положение дел скоро изменится, хотя из-за эффекта базы некоторые показатели в 2016 году будут выглядеть не столь печально. "Даже если инфляция останется несколько выше ориентиров ЦБ (менее 8% в первом квартале 2016-го и около 7% в апреле--октябре), под воздействием низкой экономической и кредитной активности ее тренд останется нисходящим",-- говорит аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. По ее оценкам, с учетом других факторов это приведет к "замедлению падения реальных зарплат более чем втрое -- с почти минус 10% в 2015 году до минус 2-3% в 2016-м", и падение оборота розницы замедлится с минус 8,5% в 2015 году до минус 3%.
Сочтут ли потребители это достаточным поводом, чтобы встретить новый 2016 год с привычным размахом (до кризиса продажи в предновогодние месяцы подскакивали на 30%),-- большой вопрос.
Опрошенные "Деньгами" компании своих прогнозов на этот счет не раскрывают, но, по мнению аналитика по ритейлу и потребительскому сектору Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, для такого всплеска покупок оптимизма потребителям может и не хватить.
НАДЕЖДА ПЕТРОВА




SIA.RU: Главное