Банкротство "Трансаэро" и возросшие из-за ситуации в Египте риски краха туроператоров грозят больно ударить по карману банков-эквайеров, проводящих карточные платежи за обычно отсроченные во времени авиаперевозки и туры. Чтобы обезопасить себя от возврата средств за не оказанные услуги, банкиры готовы на все: от изменения правил платежных систем до изменения законодательства -- против либо поставщиков, либо потребителей. Получится ли -- пока вопрос.
Проблема растущих потерь банков-эквайеров от возврата денег гражданам за товары или услуги (например, авиабилеты и турпутевки), оплаченные банковскими картами заранее, но не полученные в результате банкротства поставщиков, обсуждалась во вторник в НП "Национальный платежный совет" (НПС). По правилам международных платежных систем (МПС) в этом случае средства возвращает банк-эквайер (который технически осуществляет расчет). В совещании участвовали порядка 20 крупных банков (в том числе Альфа-банк, Промсвязьбанк, "Открытие", Росбанк и др.) и представители МПС MasterCard.
По словам участников совещания, до последнего времени проблема не носила массового характера, но на фоне экономического спада и уже случившегося банкротства "Трансаэро", а также ожидающегося краха туркомпаний из-за закрытия авиасообщения с Египтом риски масштабных выплат возросли.
"Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей",-- говорит начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам Промсвязьбанка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные хотя бы за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн руб., составят 750 млн руб., притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию -- всего 6 млн руб. в год.
Процедура возврата такова: клиент обращается к банку-эмитенту, который ретранслирует его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства, поскольку по правилам МПС должен отслеживать финустойчивость клиентов. Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть в ходе банкротства клиента, но шансы на это традиционно малы.
На совещании банкиры назвали несколько вариантов выхода из ситуации. Один из них -- возможность внесения изменений в правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий в отношении банков-эквайеров, например размещения страховых депозитов. Такой вариант, по словам главы НП НПС Алмы Обаевой, банкиры обсуждали с MasterCard. "Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами,-- сообщил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский.-- Банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП".
Обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП. "Такое практиковалось в начале 2000-х годов,-- вспоминает директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев.-- Банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца".
Будут ли эти инициативы поддержаны, неясно. В Минфине предложений не получали. Глава комитета Госдумы по финрынку Николай Гончар заявил "Ъ", что, прежде чем высказываться по проблеме, ему необходимо прочитать предложения от банкиров.
В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом.
"К нам обращаются клиенты "Трансаэро" с просьбой вернуть деньги за полет, который должен состояться только через три месяца,-- говорит представитель банка топ-10.-- Но дата полета еще не наступила, что будет с рейсом через три месяца -- неясно, при этом сама "Трансаэро" банкротом еще не признана, поэтому у нас есть основания отказать в возврате средств за услугу, срок предоставления которой еще не наступил". Впрочем, учитывая активность потребителей в соцсетях, где раздаются пошаговые инструкции по возврату средств, делать это будет все сложнее.
Ольга Шестопал




SIA.RU: Главное