Александр Цекало, совладелец компании "Среда"
-- Телеканалы сокращают производственные бюджеты, уменьшают количество премьерных часов. Насколько ситуация критична для продюсерских компаний?
-- Это второй кризис, в котором я участвую как производитель контента для телевидения и кино. Я не проводил исследований, но, по моему личному наблюдению, продакшен-компании находятся примерно в такой же ситуации, что и каналы: кого-то выбило из бизнеса, кто-то едва влачит существование, кто-то перестраивается под новые реалии, сокращает штат и работает в режиме экономии.
Это нормально, все уже точно поняли, что по-другому не будет в ближайшее время, все соглашаются работать. Прямо так чтобы зарыдать -- этого нет.
Крупные студии, успешные производители сериалов страдают в меньшей степени, но все равно страдают -- чудес на свете не бывает. Они задумываются о поиске сценариев, предполагающих малый бюджет. Начинает работать мысль: как сделать интересно за малые деньги. В мире нет большого количества суперсериалов, снятых с малым бюджетом. Таким каналам, как "Первый", с позицией "у нас все самое лучшее и самое крутое", наверное, трудно умерить свои амбиции. Есть американский сериал "Curb Your Enthusiasm" -- "Умерь свой пыл", именно так нам сейчас и надо поступить, потому что негде взять другие деньги. У нас, например, существенная доля дохода выпала в связи с продажами на Украину, которые сейчас равны нулю. Раньше посредственный сериал продавался туда за $15-30 тыс. за эпизод, крутой сериал -- за $50-70 тыс. Для "Среды" это были важные средства.
-- Как будет в следующем году -- проектов будет меньше или столько же?
-- Пока я не ощущаю, что будет меньше работы: у нас выходили яркие проекты, каналы продолжают хотеть от нас хиты. Сложно найти режиссера на следующий год -- все заняты, у всех планы. Внутри "Среды" есть актерское агентство, и мы видим, что и актеры наши удачно заняты. Сценаристы, режиссеры и операторы из нашего творческого подразделения тоже востребованны и желанны.
Я смогу точно ответить на этот вопрос в конце года или в начале следующего, когда будут подписаны контракты.
Могу лишь отметить уменьшение бюджетов и необходимость работать по-другому -- на новых условиях взаимодействовать с артистами, брать "железо" в аренду и т. д.
-- Применялся ли на практике потолок зарплат для актеров?
-- Его обсуждали, но Ассоциация продюсеров кино и телевидения это не законодательный орган. Каналы сказали: друзья, все будет еще хуже, поэтому разбирайтесь с актерами, парками камер и остальными видами услуг, мы по-прежнему хотим от вас такого же качества, но денег будет меньше. Продюсеры пошли к актерам и подрядчикам, те сказали -- ничего не знаем, не надо ничего сокращать. И кому-то удалось проскочить, получить гонорар или контракт, какой хотелось, но у большинства эти контракты и проекты слетели. И вот тогда все поняли, что не зря продюсеры подвывали. Это всех привело в чувство. Артисты стоят 30-50% от всего бюджета, кроме того, если снимать в другом городе, надо всех селить, кормить, а это дополнительные расходы.




SIA.RU: Главное