Мировые державы предпринимают самые серьезные попытки создать коалицию против "Исламского государства" (запрещенная в РФ организация) с начала сирийского конфликта. Роль посредника взял на себя президент Франции Франсуа Олланд — на этой неделе он обсудит возможность объединения против ИГ с главами Великобритании, США, Германии и России. После терактов в Париже Франция ищет пути нового сближения с РФ, опираясь на традицию особых отношений с Москвой. Для России тема "нового союзничества" с Парижем становится инструментом давления на США и их союзников в сирийском вопросе. А Барак Обама становится перед трудным выбором: отказ от формирования единой коалиции против ИГ может нанести удар по декларируемому Вашингтоном глобальному лидерству США.
Миссия президента Олланда, поставившая его в центр усилий по созданию антитеррористической коалиции, началась вчера в Париже с переговоров с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Главными темами встречи лидеров Франции и Великобритании стали сирийский кризис и пути борьбы с группировкой "Исламское государство" (ИГ; запрещена в РФ).
Продолжая беспрецедентный сеанс дипломатии вокруг Сирии и глобальной террористической угрозы, сегодня Франсуа Олланд проведет переговоры с президентом Бараком Обамой в Вашингтоне, после чего вернется в Париж, где в среду обсудит тему на "неформальном ужине" с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Кульминацией же посреднической миссии французского лидера станут его переговоры с Владимиром Путиным в Москве, намеченные на четверг. Учитывая, что в российскую столицу господин Олланд приедет уже после переговоров с главами трех ведущих мировых держав, его диалог с президентом Путиным, судя по всему, расставит точки над i в вопросе о том, как далеко способны зайти Россия и Запад на пути формирования новой коалиции против "Исламского государства".
Чьи бомбы долетят раньше
В преддверии встреч и переговоров, которые определят "кто есть кто" в мировой табели о рангах применительно к борьбе с ИГ, ведущие мировые игроки демонстрируют решимость не упустить пальму первенства.
Так, французская сторона подкрепила серьезность своих намерений информацией о прибывшем в ночь на воскресенье в район Восточного Средиземноморья авианосце "Шарль де Голль". Кроме того, согласно сообщениям Елисейского дворца, после терактов 13 ноября в Париже удары французских ВВС по позициям ИГ в Сирии стали гораздо более интенсивными. "Мы нанесли им серьезный ущерб",-- отрапортовал начальник генштаба ВС Франции Пьер де Вилье. По его словам, только за три дня в конце прошлой недели французские самолеты сбросили на тренировочные лагеря и командные пункты ИГ около 60 бомб. "Франция будет наращивать удары по террористической группировке в Сирии",-- пообещал вчера Франсуа Олланд.
В свою очередь, российская сторона активно развивает тему возможного альянса с Парижем в борьбе против ИГ. Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал: главе государства еще в пятницу было доложено об установлении российскими военными связи с их французскими коллегами по операции в Сирии. Впрочем, пока речь идет о контактах в плане навигации, а не о совместных действиях против ИГ, перспективы которых прояснятся после переговоров на этой неделе.
Еще одним символическим жестом в преддверии встречи Владимира Путина и Франсуа Олланда стало сообщение, что российские летчики сбросили на объекты ИГ в Сирии ракеты с надписями "За наших" и "За Париж" -- напоминание о взорванном российском самолете в Египте и терактах в Париже.
Президент США Барак Обама, однако, считает, что лидирующая роль в борьбе с ИГ будет принадлежать Вашингтону. "Мы отобьем у них территорию, которую они сейчас занимают. Мы лишим их источников финансирования, уничтожим их лидеров, разрушим все их сети, каналы поставок и в итоге уничтожим их полностью",-- пообещал Барак Обама на саммите лидеров стран АСЕАН в Куала-Лумпуре.
Что касается России, то Барак Обама назвал ее возможную роль в борьбе с ИГ "полезной".
Чьи дипломаты будут точнее
Новое заявление президента Обамы, а также последние разъяснения французского руководства показывают: представляя на переговорах в Москве солидарную позицию Запада, Франсуа Олланд предпримет новую попытку договориться о совместных действиях с РФ. Для этого Западу надо получить гарантии, что военная операция мировых держав в Сирии будет иметь целью борьбу с ИГ и не станет попыткой повлиять на внутриполитическую ситуацию за счет укрепления позиций президента Башара Асада под видом борьбы с террористами.
Смысл новой игры Парижа, пытающегося использовать "российскую карту", фактически раскрыл министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан в интервью радиостанции Europe 1. "Мы видим, что позиция России меняется",-- заявил министр, обозначив три причины корректировки позиции Москвы.
"Во-первых, Россия стала жертвой жестоких действий ИГ, уничтожившего самолет российской авиакомпании. Во-вторых, Москва видит, что среди иностранных боевиков ИГ немало выходцев из России, причем их дальнейшей целью, судя по всему, станут действия в РФ. В-третьих, если прежний сценарий заключался в поддержке Башара Асада с целью защиты российских интересов в Сирии, ее военных баз, то в дальнейшем Россия убедилась, что правительственная армия слаба. В результате произошло изменение позиции. Теперь РФ наносит удары по ИГ, причем в значительных масштабах",-- заявил Жан-Ив Ле Дриан. "Однако как далеко пойдет Россия по этому пути, Франция выяснит в ходе переговоров с Владимиром Путиным",-- добавил министр.
Подтверждением того, что позиции Москвы и Парижа по сирийскому конфликту сближаются, стало состоявшееся в минувшую пятницу в Совбезе ООН голосование за проект резолюции о борьбе с ИГ и другими террористическими группировками в Сирии и Ираке.
Господин Чуркин также сообщил, что после принятия французского проекта резолюции Москва будет добиваться утверждения и собственного проекта резолюции о координации международных действий против ИГ. Напомним, что российский проект был представлен в СБ ООН еще в сентябре, однако был отвергнут рядом западных государств, так как призывал к сотрудничеству с Дамаском. "Нельзя одной рукой бороться с террористами, а другой фактически подыгрывать им, руководствуясь конъюнктурными соображениями. Активную работу по согласованию нашего проекта мы намерены продолжить с целью его скорейшего принятия",-- пообещал Виталий Чуркин.
Настороженная реакция Дамаска может служить еще одним косвенным подтверждением того, что позиции России и Запада стали сближаться и посредником между сторонами выступает Париж. "После терактов в Париже и взрыва российского аэробуса Россия и Франция оказались в одной лодке перед угрозой международного терроризма. Кроме того, не только Франция, но и Европа в целом устали от ползучей конфронтации с Москвой, и президенту Олланду предстоит сыграть роль посредника, пытающегося вывести отношения из затянувшегося кризиса. Сумеет ли Франсуа Олланд убедить Барака Обаму -- это вопрос, однако позиция США также начинает смягчаться",-- заявила "Ъ" заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова.
Сергей Строкань




SIA.RU: Главное