Новости

Карта не идет в рост. На фоне кризиса у населения растет доверие к наличным

Кризис внес коррективы в попытки властей популяризировать безналичные расчеты. Граждане стали больше доверять наличным: если раньше таких была четверть, то теперь больше трети, а целый ряд категорий населения и вовсе отказался от использования карт. Тренд будет временным, надеются эксперты рынка платежей.

Динамика использования карт российскими гражданами приведена в исследовании НАФИ (есть в распоряжении "Ъ"), проведенном совместно с одним из крупнейших эквайеров -- компанией UCS. Опрос проводился в ноябре, и в нем участвовало 1,6 тыс. человек.

В целом безналичная оплата покупок стала более частым явлением, отмечают авторы исследования -- за два года (в 2013-2015 годах) доля тех, кто ежедневно расплачивается карточкой, выросла с 4% до 15%. Однако к росту объема безналичных платежей это не привело.

Их совокупный объем у компании UCS (и в офлайновых торговых точках, и в интернете) упал в январе--ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11% (до 110,9 млрд руб.).

Падение обеспечили покупки по картам именно в офлайне -- безналичный оборот в торговых точках сократился на 15% (до 102,8 млрд руб.), а количество трансакций -- на 3,8%. Причем отрицательная динамика год к году наблюдалась по всей России -- как в регионах, так и в Москве.

Рост объема безналичных платежей наблюдался лишь в сегменте электронной коммерции, где у UCS он увеличился на 9,1%, до 8 млрд руб. "Выросло и число самих трансакций -- на 35%, что свидетельствует о росте популярности использования карт в интернет-магазинах",-- поясняет руководитель блока "Продажи и маркетинг" UCS Владимир Кононов. Но средний чек при этом падает как в офлайне, так и в онлайне. "Это следствие сокращения реальных доходов населения, а также отказа граждан от крупных покупок и роста интереса к безналичной оплате мелких",-- отмечает он.

В ВТБ 24 отмечают тренд на снижение безналичного оборота в сетях гипермаркетов. "Держатели карт перемещаются из крупных магазинов в точки формата магазинов у дома, видимо, в целях экономии",-- говорит вице-президент ВТБ 24 Алексей Киричек.

Ситуацию усугубляет и полный отказ ряда категорий держателей карт от их использования. Об этом свидетельствует тот факт, что граждан, никогда не совершающих покупки и платежи безналичным путем, стало в 2,3 раза больше, чем два года назад -- их доля выросла с 15% до 35%.

Основных причин предпочтения гражданами наличных, по опросу, несколько -- в основном это привычка (57%) и большее доверие к наличности (32%). При этом доля последнего аргумента за последние два года выросла с 25% в 2013 году.

"Причинами может быть множество факторов: и снижение уровня доходов, и стремление бизнес-сегмента сэкономить на издержках, связанных с безналичными операциями,-- поясняет руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.-- В частности, МСБ в условиях кризиса, очевидно, стал больше рассчитываться с сотрудниками зарплатой и премиями в конвертах". Отказаться от оплаты безналичным путем могли и те, кто изредка расплачивался картой в интернете с зарубежными магазинами и с ростом курса валют утратил интерес к таким покупкам, добавляет госпожа Лобанова. В некоторой степени снижение интереса к безналичным покупкам связано еще и с ухудшением условий по самим картам некоторыми банками, считает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов.

Ольга Шестопал


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное