Бедственное положение туристической отрасли, уже потерявшей два ключевых направления — Турцию и Египет, начало беспокоить и ее контрагентов. Промсвязьбанк, основной партнер онлайн-тревел-агентств по предоставлению услуг эквайринга, обещает с 30 декабря прекратить сотрудничество с ними. Риски банков, которым в случае банкротства авиакомпаний и туроператоров приходится самостоятельно возмещать потери физическим лицам, могут оказаться слишком велики.
Промсвязьбанк с 30 декабря приостановит оказание услуги интернет-эквайринга некоторым онлайн-тревел-агентствам (ОТА). Соответствующее письмо банк разослал своим компаниям-партнерам 21 декабря, сообщает отраслевое издание Hotline.travel.
В сообщении Промсвязьбанка, с которым ознакомился "Ъ", говорится о заморозке всех расчетов, произведенных с 17 декабря. В пресс-службе банка на запрос не ответили. Но факт получения письма подтвердили три участника рынка.
В направленном турфирмам сообщении Промсвязьбанк объясняет свое решение кризисной ситуацией в туристической отрасли, высоким риском неоказания услуг туроператорами и фактическим запретом на продажи путевок в Турцию и Египет. Согласно правилам международных платежных систем Visa и Mastercard, в случае неоказания услуги туроператором, авиакомпанией или гостиницей держатели пластиковых карт по процедуре Chargeback, в течение 120 дней обратившись в банк, могут оспорить операцию оплаты и возместить внесенные средства. "В этой ситуации основная финансовая нагрузка ложится на банк, проводивший эквайринг денежных средств",-- соглашается глава НП "Национальный платежный совет" Алма Обаева. По ее словам, стандартная схема выглядит так: клиент обращается в свой банк-эмитент, который возвращает средства, списывая их с банка-эквайера.
Попытаться вернуть свои деньги финансовая организация может при банкротстве клиента, но шансы на положительный исход обычно невелики. Негативный опыт работы с ОТА у Промсвязьбанка уже есть: банк оказывал услуги интернет-эквайринга компании Eviterra, прекратившей свое существование в начале 2014 года.
Озабоченность текущей ситуацией на рынке онлайн-бронирований банки начали высказывать еще в начале ноября, на фоне новостей о банкротстве "Трансаэро". Тогда в Промсвязьбанке рассчитывали, что возврат средств за проданные билеты в случае банкротства авиакомпании может стоить эквайерам 750 млн руб., в то время как выгода от работы с ней же -- всего 6 млн руб. в год. По словам гендиректора level.travel Дмитрия Малютина, Промсвязьбанк -- один из крупнейших игроков на рынке интернет-эквайринга в сегменте ОТА. "Они одни из первых вышли на этот рынок и заняли достаточно большую нишу",-- объясняет он. По словам господина Малютина, при работе с турфирмами прибыль банка складывается из комиссии с каждой оплаченной услуги, которая обычно составляет от 1,8%.
Александра Мерцалова




SIA.RU: Главное