Правила игры обесценивает руководитель арбитражной группы Анна Занина
Девальвация национальной валюты и приближение курсов доллара и евро к трехзначной отметке в рублях провоцируют панику как у потребителей, так и у бизнеса. Недовольство условиями договоров, привязанных к иностранной валюте, сначала продемонстрировали ипотечные заемщики, а затем и компании, платившие в долларах за те или иные услуги.
И если правительство и президент пока проявляют строгость, разрешая получателям валютных платежей не идти на уступки, то суды рискуют поддаться возмущению вместе с остальными.
Прошлый год закончился на весьма впечатляющей ноте. Арендатору удалось убедить столичный арбитражный суд в том, что оплата арендных платежей в долларах по его нынешнему курсу несправедлива. Мотивировки решения еще нет, но уже известно, что суд сослался на ст. 421 и 451 Гражданского кодекса (ГК) РФ. В первой говорится о свободе договора и запрете принуждения к его заключению, а вторая дает право стороне потребовать изменения условий сделки (или расторгнуть ее) в случае существенного изменения обстоятельств, которые стороны предвидеть не могли.
Решение вызвало удивление в юридическом сообществе. Ведь в России это не первый кризис и не первый резкий скачок курса доллара.
Читайте также:
И иски по ст. 451 ГК РФ уже были, и когда-то суды действительно не знали, что с ними делать, но за 16 лет с кризиса 1998 года успели сформировать практику с четкой позицией: валютные колебания, какими бы сильными они ни были, не признаются существенным изменением обстановки.
На мысль о возможном пересмотре судебной практики наводит и недавнее дело с заемщицей ВТБ 24 по валютной ипотеке. Пушкинский городской суд удовлетворил ее иск, разрешив платить по курсу 24 руб. за доллар. Правда, Мособлсуд это решение не пропустил, указав, что к обстоятельствам непреодолимой силы финансово-экономический кризис не относится, так как в нем нет такого квалифицирующего признака, как "непредотвратимость". Что ж, можно только порадоваться за оптимизм облсуда. Но не исключено, что сила текущего кризиса все-таки может привести к расширению списка оснований для смягчения условий договора.