Новости

Железные дороги ищут новые коридоры. ОАО РЖД просит существенно либерализовать тарифы на грузоперевозки

ОАО РЖД просит существенно либерализовать тарифы на грузоперевозки. В частности, речь идет о возможности роста цен при девальвации рубля и одновременном расширении допустимых льгот с целью конкуренции с другими видами транспорта. Однако грузовладельцев предложения железнодорожников не устраивают, вызывают они и целый ряд вопрос у экспертов.

ОАО РЖД подготовило предложения по изменению порядка применения скидок и надбавок в рамках "тарифного коридора" -- механизма, который позволяет монополии изменять цены в интервале от плюс 13,4% до минус 12,8% (вскоре будет понижен до минус 25%) к установленному регулятором уровню. Сегодня идеи монополии, с которыми удалось ознакомиться "Ъ", планировалось обсудить на совещании в ФАС, рассказали два источника среди грузовладельцев, но оно было перенесено.

Среди прочего ОАО РЖД просит права повышать тариф при росте курса иностранных валют к рублю, а также увеличении стоимости перевозимого груза за три месяца не на 20%, как сейчас, а на 10% (в рублях).

Ряд других триггеров роста цен также предлагается использовать с учетом валютного курса. Предусмотрена и возможность повышения тарифа на участках с дефицитом пропускной способности.

Часть мер направлена на рост конкурентоспособности железных дорог по отношению к альтернативным видам транспорта. Так, предлагается увеличить плечо, на котором предусмотрена дополнительная скидка к минимальному тарифу в 10%, с 1,1 тыс. до 3 тыс. км, и предоставлять крупную скидку (49% к минимальному тарифу) на высококонкурентных рынках -- например, на перевозку нефти и нефтепродуктов, контейнеров и контрейлеров. Кроме того, монополия просит ввести "тарифный коридор" на порожний пробег и вагонную составляющую общего парка.

В ОАО РЖД предложения не комментируют. Монополия получила право на "тарифный коридор" в 2013 году, а в конце 2014 года использовало его, чтобы ввести максимум надбавки (13,4%) на экспортные грузы (кроме угля), что повлекло бурные протесты грузоотправителей. Но после смены руководства ОАО РЖД летом 2015 года министерства потребовали от монополии большей прозрачности при применении надбавок и скидок и пересмотра неудачных решений

Новые идеи ОАО РЖД вызвали неоднозначную реакцию как у министерств, так и у грузоотправителей.

В Минэкономики "Ъ" подтвердили получение предложений и поддерживают их, но сейчас "предоставление права увеличивать самостоятельно тарифы может быть губительным для экономики". В ФАС ограничились повторением тезиса о "прозрачности и понятности". Источник "Ъ" среди клиентов ОАО РЖД подчеркивает, что учет курса приведет только к повышению транспортных издержек экспортеров.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, напротив, считает, что рост тарифов на участках с дефицитом пропускной способности, как и введение тарифного коридора для порожних вагонов, несет в себе опасность снижения эффективности управления парком. Принятие всего комплекса предложений, уверен эксперт, приведет только к снижению прозрачности тарифной системы и увеличению рисков дискриминации участников рынка.

Наталья Скорлыгина, Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное